Права акционеров и участников на информацию о деятельности компании

| статьи | печать

Практика, когда акционерные общества ограничивают доступ акционеров к информации о деятельности общества, достаточно распространена. Но далеко не все акционеры согласны с этим. Неоднократно подобные дела — с участием «Транснефти», «Роснефти», ВТБ, «Сургутнефтегаза» — доходили по инициативе одного из акционеров до судов, причем с широкой оглаской. Главный вопрос: вправе ли хозяйственные общества ограничивать доступ к информации, и если да, то в каких пределах? Ответ на него дали одновременно Конституционный суд РФ в Определении от 18.01.2011 № 8-О-П/2011 и Президиум ВАС РФ в информационном письме от 18.01.2011 № 144.

Гражданский кодекс дает право участникам хозяйственного общества получать информацию о деятельности компании, знакомиться с ее бухгалтерскими книгами и иной документацией согласно порядку, установленному учредительными документами (ст. 67 ГК РФ).

Вот только у обществ и их акционеров (участников) разные точки зрения по поводу того, что может включать в себя такой порядок.

Акционерные общества ссылаются на п. 1 ст. 91 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), в котором есть ограничения на получение информации в зависимости от количества акций и вида запрашиваемой документации.

Для ООО такой нормы нет. Это и понятно: ООО непубличны, как АО.

Кому доступны протоколы совета директоров: новая позиция КС РФ

По поводу ограничения к доступу информации АО один из ярых защитников прав акционеров последние несколько лет инициировал судебные разбирательства с такими компаниями, как «Транснефть», «Роснефть», ВТБ, «Сургутнефтегаз».

«Роснефть» в конце прошлого года даже обратилась в Конституционный суд РФ, который в тот же день, когда Президиум ВАС РФ подписал информационное письмо, принял Определение от 18.01.2011 № 8-О-П/2011 относительно конституционности п. 1 ст. 91 Закона об АО.

В жалобе в КС РФ компания настаивала на том, что предоставление любому акционеру копий протоколов заседаний совета директоров противоречит Конституции РФ.

Однако КС РФ относительно указанных протоколов отметил, что правом доступа к ним (в отличие от доступа к протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа) имеет каждый из акционеров независимо от размера его участия. При этом допускается право органов управления АО выдвинуть возражения против выполнения требований акционера, если с точки зрения общества характер и объем запрашиваемой информации свидетельствуют о наличии признаков злоупотребления правом со стороны акционера. В частности, если у него отсутствует законный интерес в получении соответствующей информации или имеют место иные факты, подтверждающие его недобросовестность.

Как требовать

Президиум ВАС РФ разъяснил, что устав общества и его внутренние документы не ограничивают права участников на информацию по сравнению с правами, предоставляемыми им законами об АО и ООО.

Так, Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) позволяет закреплять в уставе только порядок получения информации об обществе, но не определять конкретные виды информации, которые можно предоставить.

Участники вправе требовать любые имеющиеся у общества документы, связанные с его деятельностью (абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона об ООО). При этом они должны определять предмет своего требования, конкретизировать перечень и виды запрашиваемой информации или документов.

Полная детализация не нужна. Например, при запросе протоколов общих собраний участников за определенный период необязательно указывать точные даты составления протокола и их номера, которые участники могут и не знать.

Документы бухгалтерского учета и отчетности

В силу ст. 91 Закона об АО, а также абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона об ООО акционеры (участники) при соблюдении установленных законом ограничений имеют возможность получить доступ к документам бухгалтерского учета и (или) потребовать изготовить их копии.

Даже если компания ведет бухучет с использованием компьютерных программ, это не освобождает ее от обязанности обеспечить доступ к подобной информации: ее надо скопировать на электронный носитель и (или) перенести на бумагу.

В АО к документам бухгалтерского учета имеют право доступа акционеры (акционер), владеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций (абз. 1 п.1 ст. 91 Закона об АО).

Вместе с тем эти ограничения не распространяются на документы бухгалтерской отчетности: баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, аудиторские заключения, пояснительные записки.

Что касается ООО, то доступ к его документам бухучета имеют все участники.

Формы получения информации

Законы об АО и об ООО пре-дусматривают две формы осуществления права участника на информацию: ознакомление с документами и получение их копий. Выбор конкретной формы — за участником.

При ознакомлении с документами участник может с использованием личных технических средств (ручного сканера, фотоаппарата) скопировать их. Причем независимо от того, было ли это оговорено в его требовании.

Акционер (участник), требующий копии, не обязан предварительно знакомиться с документами по местонахождению общества. При этом он может затребовать как заверенные, так и незаверенные копии. И если он не указал, что ему необходимы заверенные копии, общество вправе предоставить простые. Но если отмечено, что нужны заверенные копии, общество обязано их выдать.

Срок для предоставления

Компания должна исполнить требование о предоставлении копий документов в срок, указанный в требовании. Но он не может быть менее сроков, установленных Законом об АО или Законом об ООО для предоставления документов для ознакомления — семь дней (три дня — по судебным актам) и три дня соответственно со дня предъявления требования (п. 2 и 3 ст. 91 Закона об АО и п. 4 ст. 50 Закона об ООО). Эти сроки применяются и когда в требовании не указаны конкретная дата или срок для выдачи копий.

В то же время Президиум отметил, что следует принимать во внимание объективные возможности общества по соблюдению сроков. В частности, если объем документов, которые надо скопировать, значителен. Кроме того, надо учитывать, что реализация права участника на информацию путем получения копий не должна приводить к приостановлению или существенному затруднению деятельности общества.

Ты — мне, я — тебе

Компания вправе, прежде чем дать доступ к информации, запросить доказательства, что документы требует действительно акционер (участник).

Для АО такими доказательствами будет выписка из реестра акционеров либо со счета депо. Вместе с тем, если АО ведет реестр акционеров самостоятельно и лицо, обратившееся с запросом, зарегистрировано в нем в качестве владельца акций, подтверждения статуса акционера требовать нельзя.

ООО также не вправе требовать подтверждения статуса участника, когда сведения о нем отражены в списке участников общества. Но если лица в списке нет, общество вправе запросить у него выписку из ЕГРЮЛ или иной документ, подтверждающий возникновение права на долю.

Правило обмена действует и при предоставлении документов, содержащих конфиденциальную информацию (в том числе коммерческую тайну). Ее участники хозяйственного общества обязаны не разглашать (абз. 3 п. 2 ст. 67 ГК РФ). Поэтому компания перед передачей таких документов или их копий может потребовать расписку, в которой участник подтверждает, что предупрежден о конфиденциальности информации и об обязанности ее сохранять.

Нередко документы содержат иную охраняемую законом тайну (государственную, банковскую и т.п.). Предоставляя выписки из таких документов, общество исключает из них соответствующую информацию.

Основания для отказа

Президиум указывает, что участники не обязаны раскрывать цели и мотивы получения информации, за исключением случаев, вытекающих из закона.

Вместе с тем в некоторых случаях общество может отказать в предоставлении информации.

В частности, когда требование участника о предоставлении документов и (или) их копий было получено уже не в первый раз, причем первое из таких требований было должным образом удовлетворено. Либо когда участник требует предоставить документы, относящиеся к прошлым периодам деятельности и явно не представляющие ценности с точки зрения их анализа (экономического, юридического).

Заметим: Президиум назвал лишь одно условие, свидетельствующее о том, что запрошенные документы явно не представляют ценности. Перечня таких условий нет. Поэтому, по всей видимости, другие условия будет вырабатывать практика, в том числе судебная.

Основанием для отказа в предоставлении информации может служить и наличие в действиях участника злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ). Об этом свидетельствует то, что лицо является фактическим конкурентом общества (либо его аффилированным лицом), а запрашиваемая информация носит характер конфиденциальной, относится к конкурентной сфере, и ее распространение может причинить вред коммерческим интересам общества.

Что может подтвердить правомерный интерес акционера или участника? Например, планирование им продажи своих акций или доли в уставном капитале, подготовка к участию в общем собрании, а также к обращению в суд с требованием об оспаривании договора или решения органов общества либо о привлечении их к ответственности.