Информационная поддержка системы управления группой компаний

| статьи | печать

Cтремительное «группообразование» в бизнесе требует внедрения интегрированных информационных систем. Ситуация с иностранными ERP-системами не однозначна: в наших российских условиях этот процесс слишком продолжителен, часто он становится в большей степени рекламным действием, чем поддержкой бизнеса. Кроме того, иностранная система требует строгой дисциплины, но в России особый «нерегламентный» менталитет, существенно снижающий эффективность внедрения большой системы в первые годы эксплуатации. Рассмотрим, как можно оптимизировать процесс комплексной автоматизации, в том числе в условиях жестких требований налогового и бухгалтерского законодательства.

Стоимость типового решения и дополнительной настройки при внедрении составляет небольшую часть стоимости проекта. Основная часть средств тратится на описание и структурирование реальных бизнес-процессов.

Когда вся система управления бизнесом ясна, непротиворечива и регламентирована, то не суть важно, какой использовать программный продукт. Он должен соответствовать масштабу бизнеса и потенциально обеспечивать необходимый функционал.

Опыт работы с крупными компаниями показывает, что писать техническое задание, а потом строить по нему информационную систему бесполезно: специалисты на местах не могут обеспечить необходимое качество информации о конкретных бизнес-процессах. Еще хуже дело обстоит с выявлением структуры различных процессов и согласованного представления о ней в перспективе. Получается, что на этапе проектирования комплексной автоматизированной системы практически невозможно предсказать, какая «архитектура» в будущем обеспечит максимальную эффективность управления компанией.

Сложности автоматизации

В составе различных программных комплексов разработаны типовые и отраслевые решения, которые содержат сложившиеся схемы управления.

Для конкретной компании требуется небольшая корректировка.

Однако построение информационной среды как части системы управления группой компаний не укладывается в типовые схемы. Холдинг часто создается объединением компаний, действующих и расположенных в разных регионах. Обычно в них существуют определенные учетные традиции, налажен бухгалтерский и налоговый учет, ведется управленческий учет.

Несовместимость форматов внутренней отчетности и различные учетные политики, технические сложности при обмене информацией между компаниями — решаемые задачи.

Проблемой является описание реальной структуры бизнеса и формализация методов управления холдингом для целей формирования требований к информационной среде.

Для снижения рисков можно предварительно создать прототип будущей системы многократным моделированием бизнес-процессов на недорогом программном продукте. При этом вгруппе обеспечивается ведение бухгалтерского и налогового учета в рамкахобщей учетной модели.

Основное преимущество такого подхода — возможность учесть существующие в компании особенности методов, стилей управления (работы с информацией). Несколько итераций при построении прототипа комплексной информационно-учетной среды обеспечивают оптимальную связанную структуру бизнес-процессов. В итоге время создания большой системы практически не увеличится.

Последовательность работ

Моделирование наиболее существенных для группы компаний подсистем управления (бизнес-процессов).

Описание логики информационного обеспечения, примененной в бизнес-процессах.

Подготовка технического задания на разработку единой глобальной системы с требованием обеспечения качества учета и анализа данных не хуже, чем у прототипа.

Инструменты прототипирования

Для построения прототипа будущей информационно-учетной среды можно, например, использовать платформу «1С:Предприятие». Часто на ее базе организован оперативный, бухгалтерский и налоговый учет на местах.

Поэтому на первом этапе можно сохранить там имеющиеся системы.

Тогда информационная среда может состоять из:

  • локальных учетных систем на местах на базе «1С:Предприятия 7.7, 8.0»;
  • оперативного учета на базе «1С:Предприятия 8.0», связывающего все компании и подразделения
  • группы;
  • механизмов обмена данными между оперативным и бухгалтерским учетом.

Построение единой информационно-учетной среды в группе компаний организационно может состоять из следующих этапов:

1. Организация эффективных информационных потоков и построение единой информационной оперативной среды.

2. Интеграция автоматизированных систем бухгалтерского и налогового учета на местах с единой информационной оперативной средой группы.

3. Оптимизация единой учетной схемы, стандартизация учетных процедур.

4. Разработка требований к единой глобальной системе эффективного управления группой в целом.

5. Внедрение единой глобальной системы.

Такой процесс автоматизации в холдинге позволит контролировать качество единой информационно-учетной среды и в дальнейшем добиться максимальной эффективности информационной поддержки системы управления.