Российские села — территории рискового бизнеса

| статьи | печать

Образованные в результате реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ административные единицы в виде сельских поселений можно условно разделить на три типа: растущие, сжимающиеся и реструктурируемые.

Говоря о сельской России, подав­ляющее большинство людей, наделенных властью, а также эксперты и практики в муниципальном управлении называют провинциальные территории депрессивными. Раньше говорили о неперспективных деревнях.

Диагноз неокончательный

Не будем повторять обидные термины. Причина депопуляции сельской местности прежде всего в снижении общей численности населения и экономических новаций последних двух десятилетий. В конкурентной борьбе территорий за экономические ресурсы и человеческий капитал были и будут как выигравшие, так и проигравшие.

Мы разделяем сельские поселения на растущие, сжимающиеся и реструктурируемые, поскольку все они имеют потенциал для развития. Причем реструктурируемые сельские поселения могут быть и растущими, и сжимающимися в силу смены экономической специализации в муниципальном образовании либо развития «очаговой экономики», мобилизующей трудовые ресурсы на решение задач в условиях ограниченных потребностей экономической деятельности.

К группе растущих муниципалитетов относим территории роста, расположенные главным образом вблизи крупных промышленных центров, то есть входящие в городские агломерации. Рост в них обусловлен активным развитием того или иного производства или существованием разных видов деятельности. Отражением инвестиционной привлекательности таких территорий служат удорожание недвижимости и увеличение численности населения. Вне городских агломераций сельское развитие связано с благоприятными условиями для ведения аграрного производства, в первую очередь в южных регионах страны, а также с развитием добывающей промышленности на местных источниках минерального сырья и углеводо­родов.

На сжимающихся территориях наблюдается свертывание экономической деятельности и, как следствие, отток активной части населения, а также сжатие коммунальной и социальной инфраструктур.

Наш диагноз далеко не окончательный. Характер территории может трансформироваться со сменой экономической ситуации, а также в силу того, что на любой территории могут быть найдены нетрадиционные ресурсы для роста и развития.

Потенциал сельской кооперации

Один из мало используемых резервов видится в развитии внутримуниципальной и межмуниципальной хозяйственной кооперации. Даже при имеющихся противоречиях в законодательстве и сохраняющемся восприятии слова «кооперация» в связи с потребительскими союзами и обществами, пайщиками которых в прежние годы были практически все сельские жители одной шестой части мировой суши. К сожалению, прежний менталитет сохраняется в современных нормативно-правовых документах. Гражданский кодекс РФ поделил кооперативы на производственные и потребительские. Такое деление выглядит искусственным, поскольку на деле цели и механизмы их достижения в обеих категориях кооперативов очень близки. Преемственность с кооперативным движением советских времен продолжает Федеральный закон от 08.12.92 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Сходства и различия между производственными и потребительскими кооперативами представлены в таблице, поэтому нет смысла детально останавливаться на этом. Но представленные сопоставление и статистика о сельскохозяйственных потребительских кооперативах дают основание законодателям говорить о необходимости совершенствовать правовую базу в этой сфере. Тем более что, по оценке Министерства сельского хозяйства РФ, только 65% таких формирований на селе считаются работающими. Повод для размышлений о тенденциях развития бизнеса в сельской местности дают и сведения о действующих кооперативах на селе. Лишь 57% перерабатывающих кооперативов можно отнести к действительно функционирующим. Среди снабженческих и сбытовых процент выше — 63,4, в среде кредитных еще больше — 71,5%. Примечательно, что сельских кредитных кооперативов (СКК) за 2009 г. (данных за 2010 г. еще нет) стало больше на 30%. Но, видимо, из-за общего снижения платежеспособности российского населения падает их капитализация. Если в начале 2007 г. активами в 5 млн руб. располагали 167 СКК, то к началу 2009 г. их насчитывалось 152. Наиболее крупные СКК функционируют в южных регионах — Краснодарском и Ставропольском краях, Астраханской, Саратовской и Оренбургской областях. Из северных территорий в «клуб миллионеров» вошли четыре СКК из Республики Карелия. Кооператив «Карел­агро», например, имел в активе 32,2 млн руб, из них 1,9 млн — собственные средства, остальное — портфель займов, что свидетельствует о доверии местных жителей своим предпринимателям, нежели банковским филиалам. Этим, на наш взгляд, объясняется позитивное воздействие кооперации на развитие сельских территорий в Карелии.

Примеры практики на сжимающихся территориях

Кооператив «Карельская усадьба» превратил покинутую людьми деревню Кинерма Пряжинского района в этнокультурный центр, где теперь проводятся фестивали карельских театров. Сейчас деревня — памятник деревянного зодчества карелов-ливвиков, в составе которого часовня Смоленской Богоматери XVIII в., крестьянские усадьбы в окружении культовой еловой рощи. Посещение деревни с обедом и экскурсией обходится туристу в 500 руб.

Если Кинерма возродилась благодаря энтузиазму и упорству сестер Надежды Калмыковой и Ольги Гокоевой, то в селе Маньга турбизнес начал развиваться на базе фермерского хозяйства Владимира Новоявчева, у которого было восемь дойных коров, девять мясных бычков, 35 свиней, 14 овец. Теперь в селе появилось еще одно фермерское подворье, а гостевой дом здесь стал обязательным пунктом на туристическом маршруте любителей походов на снегоходах. Открылся магазин, который закрыли, когда в селе осталось только 13 обитаемых домов. Потянулись сюда и летние дачники из Петрозаводска. На заработанные деньги жители села отремонтировали часовню.

В Беломорском районе зарегистрированный 1 декабря 2008 г. кооператив «О'БЕРЕГ» объединил жителей заброшенных деревень на обустройство гостевых домов вблизи островов печально известного Соловецкого архипелага. А вначале люди страшились открывать свое дело, боялись осуждения соседей, ведь не принято здесь брать деньги за гостеприимство. Сейчас в 58 гостевых домах принимают иностранных гостей наравне с российскими туристами, а в деревнях восстанавливаются объекты культуры.

Сопоставление нормативно-правового регулирования производственных и потребительских сельскохозяйственных кооперативов

Категория сельскохозяйственного кооператива

производственный

потребительский

Создается гражданами

Создается гражданами и/или юридическими лицами

Цель — совместная производственная или иная хозяйственная деятельность

Цель — удовлетворение материальных и иных потребностей участников

Совместная деятельность членов основана на личном трудовом участии

Обязательное участие членов кооператива в его хозяйственной деятельности

Является коммерческой организацией

Является некоммерческой организацией

Число членов — не более пяти граждан

Число членов — не менее пяти граждан или двух юридических лиц

Не менее 50% объема работ должно выполняться его членами лично

Не менее 50% объема работ (услуг) должно выполняться для своих членов

Источник: Институт экономической
политики им. Е.Т. Гайдара