Стоит поспорить

| статьи | печать

Стихийное бедствие в Юго-Восточной Азии не только вывернуло с корнем линии электропередачи на далеком экзотическом побережье, но и вскрыло проблемы отечественной туриндустрии.

Пока пострадавшие пребывают в шоке, туроператоры, не поднаторевшие в вопросах гуманизма, поспешили объявить всеобщий форс-мажор и объясняют журналистам, что теперь они якобы вправе не возвращать агентствам, а следовательно, клиентам их деньги.

Тем самым турфирмы вынуждают российских туристов, несмотря на трагедию и сохраняющуюся опасность, лететь отдыхать в страны Азии под угрозой 100-процентного штрафа за отказ. Но так ли безупречны турагентства, в оправдание невыплат ссылающиеся на загадочные «форс-мажорные обстоятельства»?

В сложную ситуацию попали те, кто поставил подпись на договоре с туристической фирмой. Одним из его пунктов является форс-мажор — чрезвычайное и непреодолимое событие, при возникновении которого сторона, предлагающая услуги, освобождается от ответственности. Цунами, последовавшее после землетрясения, без сомнения, явилось катастрофой, непреодолимой ни при каких условиях.

Во-первых, обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) освобождают туристическую фирму от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (обеспечить клиенту положенный уровень сопровождения и сервиса в путешествии: бронирование гостиницы, трансферт, заказ авиабилетов и т. д.) либо компенсировать моральный вред за срыв поездки. Но они не могут освободить ее от обязанности вернуть клиенту деньги за неоказанные услуги. На нашвзгляд, норма форс-мажорав данной ситуации не можетбыть применена, посколькутурфирма исполнила своиобязательства перед клиентом еще до наступления катастрофы.

Хотелось бы отметить, что факт форс-мажора должен быть подтвержден официальным документом, выпущенным правительством или торгово-промышленной палатой той страны, где он наступил. В отношении случившегося в Юго-Восточной Азии такой документ до сих пор отсутствует. Значит, официально факт форс-мажора не установлен.

Во-вторых, во многих договорах турфирмы прописывают, что в случае отказа клиента от поездки на несколько дней стоимость тура выплате не подлежит.

Учитывая, что условия путешествия в сложившейся ситуации будут в корне отличаться от запланированных (отдых в комфортных условиях), клиент, руководствуясь ст. 10 ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», вправе письменно потребовать от турфирмы расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств (ухудшение условий путешествия). Следовательно, деньги должны быть возвращены в полном объеме.

Совершенно очевидно, что вина клиента в отказе от поездки и расторжении договора отсутствует. Он это делает не по своей прихоти, а ввиду изменения существенных условий. Согласно ст. 4 Федерального закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу качественно, пригодную для использования в соответствии с ее целями. Услуга, оказываемая турфирмой, уже не будет соответствовать целям туриста — комфортабельному отдыху. Государственные органы и организации своими официальными заявлениями подтверждают угрозу безопасности, здоровью и жизни лиц, планирующих поездки в страны Юго-Восточной Азии, и рекомендуют воздержаться от этого.

Так что пока со 100-процентной точностью можно прогнозировать лишь шквал судебных процессов. Это первый глобальный прецедент в туристическом бизнесе, поэтому от истцов и ответчиков можно ожидать чудес профессиональной изворотливости, а от судей — справедливости при вынесении решений. Мы понимаем, что у судей будет своя точка зрения, возможно, отличная от нашей, и все же рекомендуем читателям, оказавшимся в двусмысленной ситуации, не бояться отстаивать в суде свои законные права и интересы.