Российскому автопрому пророчат светлое будущее

| статьи | печать

Крупнейшая международная сеть консалтинговых компаний PricewaterhouseCoopers представила обзор мирового автомобильного рынка, согласно которому российскому автопрому в среднесрочной перспективе может достаться роль одного из локомотивов мирового производства автомобилей.

По данным PwC, 2010 г. мог завершиться приростом мирового производства автомобилей на 19% относительно 2009-го. Во многом это определяется продолжением бурного роста спроса на авторынках Китая и Индии, а также его восстановлением в США после рекордно низких показателей в 2009 г.

Ожидалось, что в прошлом году в мире произведут 68,7 млн автомобилей с приростом 11,2 млн штук. Согласно прогнозу, в 2011 г. выпуск авто составит 73,8 млн штук, что на 7,4% больше, чем в 2010-м. Замедление темпов роста объективно, поскольку в 2010 г. он происходил на низкой базе предыдущего, провального для авторынка, года. К тому же на таком крупном рынке, как ЕС, и в 2010-м, и в 2011-м рост ожидается незначительный.

Кстати, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей, продажи автомобилей в минувшем году в Евросоюзе росли только в I квартале, затем они начали падать и в ноябре в годовом сопоставлении сократились на 7,1%, а за 11 месяцев — на 5,7%. Это вызвано в первую очередь завершением масштабных программ по утилизации старых автомобилей.

Тем не менее вклад развитых рынков в 2010—2011 гг. в связи с их существенным сокращением в 2009-м должен стать значительным. Но ведущими будут быстроразвивающиеся рынки, двузначный рост которых позволит им, по оценке PwC, в 2012 г. обойти развитые. Свой вклад на этих рынках помимо Китая и Индии вносит локализация автопроизводства в России и Таиланде. В частности, с 2009 по 2016 г. вклад в мировой рост производства автомобилей Китая может составить 28%, Индии — 10, Таиланда — 5, России — 6, Бразилии — 5%. Для сравнения: прогнозируемая доля США — 15%, в целом Северной Америки — 20, Евросоюза — 11%. Таким образом, лидером станет Азиатско-Тихоокеанский регион с возможной долей в мировом автопроизводстве свыше 50%.

В России за 11 месяцев 2010 г. продажи легковых автомобилей, по оценке PwC, в годовом исчислении выросли на 28% в штуках и на 33% — в денежном выражении. Причем в расчет включены и подержанные иномарки, ввезенные юридическими лицами, что на первый взгляд не соответствует данным других экспертов авторынка. Например, Комитет автопроизводителей АЕБ сообщил, что за 11 месяцев 2010 г. на те же 28% увеличилось количество продаж только новых легковушек. Но противоречия в цифрах, видимо, нет, поскольку АЕБ учитывает также легкие коммерческие автомобили, а PwC малотоннажные грузовики в расчет не берет. Детали российского рынка продаж за 11 месяцев представлены в таблице. В обзоре к ней говорится, что, хотя динамика продаж новых импортных легковушек за этот период негативная, в последние месяцы и в этом сегменте рынка начался рост.

По мнению авторов обзора, общий рост спроса на российском авторынке незначителен, а динамику продаж стимулирует прежде всего государственная поддержка. Но на протяжении последних четырех месяцев средний прирост объема реализации автомобилей превышает 50% в годовом сопоставлении при наличии очередей на многие модели, что свидетельствует о продолжении роста рынка и в наступившем году.

Изрядно подогретый спрос с II квартала 2010 г., когда начала действовать отечественная программа утилизации старых авто, позволил действующим в России автозаводам существенно поднять производство. За десять месяцев выпуск легковых автомобилей в годовом исчислении возрос на 96%. Добавим, что, по последним данным Росстата, за 11 месяцев их производство увеличилось на 98%. Причем выпуск зарубежных брендов впервые опережает сборку отечественных марок — прирост 112 и 82% соответственно, по итогам января — октября 52% произведенных в России легковушек составили иномарки. Однако в продажах доля последних в количественном выражении с 2002 г. хотя и росла, но за январь — ноябрь достигла пока 34%. Но в целом доля в продажах всех автомобилей, произведенных в России, после нескольких лет снижения значительно увеличилась, достигнув наибольшего уровня за последнее время: 65% в количественном выражении и 52% — в денежном. Этому поспособствовали госпрограммы поддержки авторынка и таможенные пошлины, поднятые в кризис до почти заградительного уровня.

В обзоре отмечается продолжение иностранных инвестиций в российский авторынок, несмотря на недавний спад. Среди новых производств — совместное предприятие «Пежо Ситроен» и «Митсубиси Моторс» в Калуге — «ПСМА Рус» с объемом инвестиций 470 млн евро и проектной мощностью завода 125 000 автомобилей. В Санкт-Петербурге Hyundai в тестовом режиме запустил завод с вложениями на 500 млн евро с проектным выпуском 150 000 авто, массовый выпуск которых начнется в начале 2011 г. Планирует увеличить производство в Татарстане до 300 000 автомобилей к 2014 г. Fiat Sollers, инвестиции оцениваются в 2,4 млрд евро. Toyota рассматривает возможность строительства в России второго завода. Saab может создать производство на Дальнем Востоке, задумалась о сооружении в России собственного завода и Mazda.

Впрочем, правительство намерено изменить соглашения с иностранными автоконцернами о промсборке в сторону укрупнения проектов (годовой выпуск не менее 300 000 автомобилей) и достижения уровня локализации 60% за пять лет, что может скорректировать их инвестиционные планы.

В последние месяцы прошлого года отечественный авторынок пребывал в напряжении, ожидая решения правительства о дальнейшей судьбе программы по утилизации старых авто. Уже ее первый этап ценой 11 млрд руб. показал высокую эффективность стимулирования роста рынка, в результате на такую же сумму программу продлили. В конце 2010 г. Минпромторг сообщил, что из 400 000 бонусных сертификатов на покупку новых авто, реализацию которых охватывают два этапа, реализованы все. Как показал опыт, в частности, крупнейших авторынков Западной Европы, резкое завершение подобных программ существенно сокращает продажи и производство автомобилей.

Ситуация разрешилась благополучно. Правительство продлило действие утилизационной программы с выделением под ее третий этап на 2011 г. 13,5 млрд руб. Видимо, поспособствовал неожиданный поворот в судьбе «ИжАвто», главный кредитор которого (Сбербанк) предпочел уступить предприятие АвтоВАЗу, а не корейской KIA, планировавшейся ранее в качестве стратегического партнера ижевского автозавода. Для начала волжский автогигант намерен разместить на мощностях ижевцев сборку своей «классики».

Все это наводит на мысль, что продление утилизационной программы сработано именно под эту сделку, поскольку до 80% автомобилей, реализованных ранее в ее рамках, оказалось вазовской продукцией. Особенно это касается «классики». Но покупать машины АвтоВАЗа никто не заставляет, и все-таки порядка 20% средств господдержки перепадает другим автопроизводителям. Кроме того, Минпромторг надеется, что продление программы в 2011-м позволит плавно удовлетворить спрос и резкого падения авторынка не случится. В годовом отчете министерства, в частности, прогнозируется, что из-за удовлетворения первоначального спроса производство легковых автомобилей в 2011 г. вырастет на 1%, а легких коммерческих — на 4%.

В обзоре говорится, что по итогам 2010 г. российский авторынок скорее всего покажет рост около 30% в количественном выражении. В среднесрочной перспективе ему по силам стать одним из локомотивов роста мирового производства автомобилей, что способно обеспечить критическую массу производства, необходимую для развития в России современной отрасли производства автокомпонентов. А это и является «ключом к долгосрочному устойчивому развитию автомобильной промышленности в России и, как следствие, созданию миллионов квалифицированных рабочих мест».

В радужные перспективы российского автопрома верит и глава Минпромторга Виктор Христенко, по словам которого «к середине 2013 г. рынок полностью восстановится в докризисных объемах, а в 2014 г. станет рынком номер один в Европе, преодолев отметку в 3 млн автомобилей».

Наконец, самый оптимистичный прогноз на 2011 г. дало аналитическое агентство «АВТОСТАТ». Его эксперты считают, что в этом году в России будет продано 2,5 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 31,5% больше, чем в 2010-м.

 

Продажи легковых автомобилей в России за 11 месяцев 2010 г.

Категории автомобилей США
2010 г.

Тыс. штук 11 месяцев 2010 г.

11 месяцев 2009 г.
Изменение

Изменение

Млрд долл. США
11 месяцев 2010 г.

11 месяцев 2009 г.

Изменение

Российские автомобили

515

357

44%

4,7

2,9

62%

Иномарки российского производства

555

330

68%

10,4

5

108%

Импорт новых автомобилей

555

585

–6%

14

14

0%

Импорт подержанных автомобилей

11

11

0%

0,2

0,2

0%

Рынок в целом

1641

1283

28%

29,3

22,1

33%

Источник: PwC