Ошибки при уплате налогов и сборов

| статьи | печать

Любая коммерческая организация должна платить налоги. Но не всегда удается заполнить платежное поручение на перечисление налогов без ошибок.

В этой статье мы разберем наиболее распространенные ошибки, которые допускают бухгалтеры при заполнении платежных поручений, а также каким образом их можно исправить.

Когда обязанность налогоплательщика по уплате налогов считается исполненной

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Однако в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекших его неперечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога считается неисполненной (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).

Таким образом, НК РФ четко выделяет только две ошибки в платежном поручении, которые влекут за собой признание обязанности по уплате налога неисполненной. Это ошибки в номере счета Федерального казначейства и наименовании банка получателя.

В остальных случаях при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей его неперечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Основание платежа указывается в поле 106 платежного поручения. Этот показатель может принимать следующие значения (п. 5 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденных приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106, далее — Правила):

ТП — платежи текущего года;

ЗД — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа;

БФ — текущие платежи физических лиц — клиентов банка (владельцев счета), уплачиваемые со своего банковского счета;

ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);

РС — погашение рассроченной задолженности;

ОТ — погашение отсроченной задолженности;

РТ — погашение реструктурируемой задолженности;

ВУ — погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления;

ПР — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;

АП — погашение задолженности по акту проверки;

АР — погашение задолженности по исполнительному документу.

Тип платежа указывается в поле 110 платежного поручения и может принимать значения (п. 9 Правил):

НС — уплата налога или сбора;

ПЛ — уплата платежа;

ГП — уплата пошлины;

ВЗ — уплата взноса;

АВ — уплата аванса или предоплата;

ПЕ — уплата пеней;

ПЦ — уплата процентов;

СА — налоговые санкции, установленные НК РФ;

АШ — административные штрафы;

ИШ — иные штрафы, установленные соответствующими законодательными или иными нормативными актами.

Налоговый период указывается в поле 107. В нем показывается, за какой период (месяц, квартал, полугодие, год) уплачивается налог.

Статус налогоплательщика указывается в поле 101 и может принимать значения 01 — плательщик и 02 — налоговый агент.

В налоговом законодательстве не конкретизировано, что понимается под принадлежностью платежа. Но исходя из форм уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа и запроса на уточнение принадлежности платежа, приведенных в приказе Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н «О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов», можно сделать вывод, что показателями принадлежности платежа являются ИНН, КПП получателя, ОКАТО и КБК.

Таким образом, из приведенных положений НК РФ следует, что если в платежном поручении на перечисление налога допущена ошибка в указании основания или типа платежа, в налоговом периоде, статусе налогоплательщика, а также в ИНН, КПП получателя, ОКАТО и КБК, налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган об уточнении платежа в порядке п. 7 ст. 45 НК РФ. И в этом случае он будет считаться исполнившим свою обязанность по уплате налога на день его фактической уплаты.

Однако налоговые органы на местах при наличии подобных ошибок в платежном поручении нередко отказывают налогоплательщикам в уточнении платежа и считают обязанность налогоплательщика по уплате налога невыполненной. В основном это касается ошибок в указании принадлежности платежа.


Ошибки в указании ИНН и КПП получателя

Несмотря на то что эти ошибки обычно выявляет банк при проведении платежа (такие платежки обычно попросту не проводятся), иногда такие случаи все же встречаются.

Арбитражные суды в подобных случаях встают на сторону налогоплательщика, считая что неправильный статус не влияет на исполнение обязанности по уплате налога в установленный срок в соответствующий бюджет (постановления ФАС Московского округа от 26.10.2009 № А41-7788/09, от 13.08.2009 № А41-20453/08, от 21.06.2006 № КА-А40/5240-06, от 23.11.2006, 30.11.2006 № КА-А40/11433-06, Северо-Кавказского округа от 06.02.2008 № А53-1949/2007-С5-14, Северо-Западного округа от 06.03.2006 № А56-23188/2005).


Ошибки в указании КБК

Неверное указание КБК является наиболее распространенной ошибкой, и на нее приходится наибольшее количество судебных споров. Поэтому остановимся на ней подробнее.

С 1 января 2007 г. перечисление налогов производится на единый казначейский счет, с которого потом органами Федерального казначейства осуществляется распределение указанных поступлений (налоговых доходов) по соответствующим бюджетам на основании кода бюджетной классификации (КБК). Таким образом, указание в платежном поручении КБК необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и ошибка в КБК может привести к зачислению сумм налога в бюджет иного уровня.

По этим причинам налоговики обычно отказывают налогоплательщикам в уточнении платежа и предлагают заплатить налог заново с начислением пеней.

Следует отметить, что ни Минфин России, ни суды не разделяют такую позицию налоговиков.

В своих письмах Минфин России прямо указывает, что если налогоплательщиком была допущена ошибка при указании в платежном документе КБК, то налоговый орган вправе принять решение об уточнении платежа в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ.

В частности, Минфин не возражает против применения механизма уточнения платежа при перечислении транспортного налога с указанием КБК, предусмотренного для пеней по этому налогу (письмо Минфина России от 04.05.2009 № 03-02-07/1-217).

Финансовое ведомство допускает уточнение платежа и в случае, когда в платежном поручении на перечисление в бюджет сумм НДС ошибочно был указан КБК другого администратора доходов бюджета (письмо Минфина России от 11.03.2008 № 03-02-07/1-95), а также когда в платежном поручении в поле КБК вместо налога на имущество организаций указан налог на имущество предприятий (письмо Минфина России от 17.06.2008 № 03-02-07/1-288).

Правда, в письме от 27.10.2010 № 03-02-08/62, отвечая на вопрос о возможности проведения уточнения платежа по ЕНВД по правилам п. 7 ст. 45 НК РФ, если в платежном поручении на перечисление этого налога был ошибочно указан код КБК для НДС, Минфин России дал довольно уклончивый ответ. Он указал, что предусмотренное п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение платежа применяется в случае, если допущенная налогоплательщиком ошибка в оформлении поручения на перечисление налога не повлекла неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В других случаях сумма налога может быть зачтена или возвращена налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Арбитражная практика придерживается мнения, что предусмотренная п. 7 ст. 45 НК РФ процедура уточнения платежа применяется при совершении любых ошибок в платежном поручении, в том числе и неверного указания КБК, если спорная сумма поступила в бюджетную систему РФ (постановления ФАС Московского округа от 15.02.2010 № КА-А41/429-10, от 04.06.2009 № КА-А40/4727-09, Центрального округа от 18.02.2010 № А48-3654/2009, Уральского округа от 19.01.2009 № Ф09-6174/08-С3).

Так, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 30.03.2009 № Ф03-1121/2009 указал, что подача заявления об уточнении платежей возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом не имеет значения, был в результате ошибки налог зачислен в тот бюджет или нет, поскольку при правильном указании счета Федерального казначейства сумма налога в любом случае поступит в бюджетную систему. Бюджетная система РФ, как указано в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, — это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Поэтому, даже если в результате ошибки в КБК сумма налога поступила в бюджет другого уровня, обязанность по уплате налога должна быть признана исполненной.

Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 25.02.2010 № 09АП-986/2010-АК пришел к аналогичному выводу, отметив, что если в результате ошибки в КБК сумма налога поступила в бюджет другого уровня, то налогоплательщик вправе подать заявление об уточнении платежа на основании п. 7 ст. 45 НК РФ и обязанность по уплате налога в этом случае признается исполненной.

А ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 08.10.2009 № А45-8082/2009 подчеркнул, что налоговики ошибаются, считая, что уточнение КБК может производиться только в пределах одного и того же бюджета.


Исправление ошибок

Итак, только ошибки в номере счета Федерального казначейства и наименовании банка получателя влекут за собой необходимость повторной уплаты налога.

В остальных случаях при обнаружении в платежном поручении ошибок, не повлекших за собой неперечисления налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе воспользоваться механизмом уточнения платежа, предусмотренным п. 7 ст. 45 НК РФ.

Для этого налогоплательщик подает в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить ошибочный реквизит платежного поручения. Заявление составляется в произвольной форме. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Такими документами являются копия платежного поручения и выписка банка.

Налогоплательщик вправе предложить налоговому органу провести совместную сверку уплаченных им налогов. Инициатором такой сверки может выступать и налоговый орган.

Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).

В принципе налогоплательщик может и не подавать заявление в налоговый орган на уточнение платежа. Это является его правом, но не обязанностью. Ведь если сумма налога поступила в бюджетную систему РФ, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной, даже если в платежном поручении содержатся ошибки.

Так, ФАС Северо-Западного округа в своем постановлении от 07.10.2008 № А42-1319/2008 указал, что в силу п. 7 ст. 45 НК РФ обращение налогоплательщика с соответствующим заявлением в налоговые органы не является обязательным. В рассматриваемом случае налогоплательщик допустил ошибки в оформлении поручений на перечисление налога, указав несуществующий КБК. Однако, поскольку остальные реквизиты платежного поручения были заполнены правильно, эта ошибка не повлекла неперечисления налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Поэтому налогоплательщик не обратился в налоговый орган с заявлением о допущенной ошибке.

Суд отметил, что поступления по расчетным документам, в которых не указан КБК или указан несуществующий КБК, относятся к невыясненным поступлениям.

Администратором невыясненных поступлений в федеральный бюджет являются органы Федерального казначейства. При наличии в поле «Назначение платежа» ссылки на перечисление конкретного налога налоговый орган при взаимодействии с органом Федерального казначейства имеет возможность самостоятельно распределить перечисленный платеж в соответствующие бюджеты.

Однако все же лучше не обострять ситуацию и, обнаружив ошибку в платежном поручении, воспользоваться своим правом и подать заявление на уточнение платежа.