Новости («Новая бухгалтерия», № 12, 2010 г.)

| статьи | печать

Налоговые отношения

Федеральный закон от 03.11.2010 № 287-ФЗ

«О внесении изменений в статьи 76 и 86 части первой Налогового кодекса РФ»

Действующая редакция п. 5 ст. 76 НК РФ предусматривает, что банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

На практике банки сталкиваются со значительными трудностями по соблюдению установленного срока. В связи с этим срок, предусмотренный п. 5 ст. 76 НК РФ, увеличен до трех дней.

Кроме того, изменения также были внесены в ст. 86 НК РФ. Теперь выдавать налоговым органам справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) банки обязаны в течение трех дней, а не пяти, как было установлено ранее.

В ступает в силу по истечении одного месяца
со дня его официального опубликования


Федеральный закон от 03.11.2010 № 285-ФЗ

«О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса РФ и статью 45 Федерального закона „Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“»

Уточнен порядок совершения внешнеторговых бартерных операций.

Установлено, что при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок товары, получаемые российскими лицами по таким сделкам за пределами территории РФ, могут быть реализованы российскими лицами без ввоза этих товаров на территорию РФ при условии, что:

— фактическое получение указанных товаров должно быть подтверждено документами, предусмотренными условиями внешнеторговой бартерной сделки;

— российские лица не позднее чем в течение одного года со дня фактического получения указанных товаров обязаны обеспечить их реализацию и в срок, предусмотренный условиями сделки по реализации этих товаров, зачисление на свои счета в уполномоченных банках всех денежных средств, полученных от их реализации, или получение платежных средств.

Если товары не ввозятся на территорию РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), предусмотренные условиями операции, подтверждающие получение им этих товаров за пределами территории РФ (на ее территории) и их оприходование.

Кроме того, закон уточняет, какие документы следует представлять в налоговую инспекцию в случае, когда товары (работы, услуги) по внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции получены налогоплательщиком от третьего лица, не указанного в данной внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции в качестве лица, передающего товары (работы, услуги) за иностранное лицо.

В этом случае в налоговые органы наряду с документами, указанными в абз. 4 и 5 подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ, представляются документы (их копии), подтверждающие, что это третье лицо передало налогоплательщику товары (работы, услуги) во исполнение обязательств иностранного лица по передаче налогоплательщику товаров (работ, услуг) по вышеуказанной товарообменной (бартерной) операции.


Приказ ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457@

«Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации»

Уведомлять налоговый орган о счетах, открытых в зарубежных банках, нужно по новым формам.

ФНС России утвердила новые бланки уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за пределами РФ, об изменении реквизитов такого счета (вклада), а также о наличии счета в зарубежном банке, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось. Сроки представления уведомлений установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Минюст России зарегистрировал приказ 18.10.2010 № 18746, он вступает в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.


Письмо Минфина России от 28.10.2010 № 03-04-06/6-258

Начиная с 1 января 2011 г. возврат суммы налога налогоплательщику в связи с изменением его налогового статуса производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче им налоговой декларации по окончании налогового периода и документов, подтверждающих статус налогового резидента в данном налоговом периоде.


Письмо Минфина России от 28.10.2010 № 03-04-06/6-259

Статьей 279 ТК РФ установлено, что в случае прекращения трудового договора с руководителем организации по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 278 ТК РФ, ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Если трудовым договором предусмотрен больший размер компенсации, например шестикратный средний месячный заработок, то эта сумма, выплачиваемая при расторжении договора, освобождается от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с увольнением работников.


Письмо Минфина России от 27.10.2010 № 03-03-06/1/667

Финансисты сообщили, что расходы в виде уплаты вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации для целей налогообложения прибыли признаются в налоговом учете единовременно в соответствии с нормами подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Требование об уплате вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд, а также регулярных членских взносов для лиц, принятых в члены саморегулируемой организации, установлено ст. 55.6 и 55.7 Градостроительного кодекса РФ.

В подпункте 29 п. 1 ст. 264 НК РФ сказано, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям, если уплата таких взносов является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.


Письмо Минфина России от 25.10.2010 № 07-03-05/964

Приказом Росстата от 20.10.2010 № 356 утверждена новая годовая форма федерального государственного статистического наблюдения № 2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности».

Сведения по указанной форме предоставляются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. В действие форма вводится начиная с представления сведений за 2010 г.


Письмо Минфина России от 25.10.2010 № 03-07-08/301

При реализации на экспорт оборудования, ранее использовавшегося на территории РФ в операциях, облагаемых НДС, суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету, подлежат восстановлению.

Восстанавливается налог в сумме, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости этого оборудования, не позднее того налогового периода, в котором производится оформление региональными таможенными органами таможенных деклараций на вывоз оборудования в таможенной процедуре экспорта.


Письмо Минфина России от 22.10.2010 № 03-02-07/1-485

Переплата, образовавшаяся у налогоплательщика до реорганизации, возвращается правопреемнику (правопреемникам) в порядке, установленном главой 12 НК РФ (п. 10 ст. 50 НК РФ). При этом возврат осуществляется в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

Исходя из этого Минфин России пришел к выводу, что для возврата сумм излишне уплаченных налогов реорганизованной организацией необходимо представить в налоговый орган разделительный баланс, акт совместной сверки уплаченных налогов, если такая совместная сверка проводилась, а также иные документы, подтверждающие излишнюю уплату налогов реорганизованной организацией.


Письмо Минфина России  от 21.10.2010 № 03-02-07/1479

В письме финансисты ответили на вопрос, применяется ли ст. 119 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее — Закон № 229-ФЗ) к налоговым декларациям, представленным до 2 сентября 2010 г. 

Минфин указал, что Закон № 229-ФЗ, внесший изменения в ст. 119 НК РФ, вступил в силу с 2 сентября 2010 г.

Следовательно, представление налогоплательщиком налоговой декларации 2 сентября 2010 г. или в последующий период с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока влечет взыскание штрафа, установленного ст. 119 НК РФ в редакции Закона № 229-ФЗ.

Минимальный штраф подлежит взысканию в соответствии со ст. 119 НК РФ также и в случае, когда сумма налога, указанная в налоговой декларации, представленной в налоговый орган с нарушением срока, уплачена налогоплательщиком своевременно и полностью.

Если налоговая декларация была представлена в налоговый орган с нарушением установленного срока и решение о привлечении к ответственности за это налоговое правонарушение было вынесено на основании ст. 119 НК РФ до вступления в силу Закона № 229-ФЗ, то штраф за такое налоговое правонарушение может быть взыскан лишь в части, не превышающей максимального размера штрафа, предусмотренного за соответствующее налоговое правонарушение ст. 119 НК РФ в редакции Закона № 229-ФЗ (п. 13 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).


Письмо Минфина России от 14.10.2010 № 03-03-06/1/647

При дальнейшем использовании запчастей, полученных в ходе техобслуживания основного средства, их стоимость можно списать в налоговом учете.

Минфин России согласился, что норма п. 2 ст. 254 НК РФ применяется в отношении материалов и запасных частей, которые образуются в результате регулярно проводимых мероприятий по техническому обслуживанию и содержанию основных средств. В этой норме Кодекса сказано, что имущество, полученное при демонтаже, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, ликвидации основных средств, включается в материальные расходы. Стоимость указанных материалов и запчастей равна их рыночной цене и учитывается во внереализационных доходах (ст. 250 НК РФ).


Письмо Минфина России от 13.10.2010 № 03-07-11/406

Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Заказчик причинил имуществу подрядчика ущерб и возместил его. По мнению Минфина России, в этой ситуации не возникает объекта обложения НДС.

Такую точку зрения специалисты главного финансового ведомства аргументируют следующим образом. Объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров, работ или услуг (подп. 1 п. 4 ст. 146 НК РФ). Реализацией товаров признается передача права собственности на товары на возмездной или безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ). Возмещение заказчиком ущерба не связано с реализацией. Поэтому НДС на сумму перечисляемого возмещения начислять не надо. Следовательно, не нужно выписывать и счет-фактуру в адрес подрядчика.


Письмо Минфина России от 11.10.2010 № 03-03-06/1/643

Продавец продовольственных товаров может по-прежнему учитывать в составе расходов бонусы и скидки, которые он выплачивает покупателям за выполнение ими определенных условий договора.

Поводом для появления разъяснений Минфина России послужил Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», который вступил в силу с 1 февраля 2010 г. Дело в том, что в нем не используются такие понятия, как скидка, бонус, премия. В пункте 4 ст. 9 этого закона сказано, что соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения за приобретение определенного количества товаров. По мнению Минфина России, вознаграждение тождественно премии (скидке), о которой говорится в подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. Минфин России отмечает, что для целей налогообложения прибыли не имеет значения, как в договоре поставки именуется данное вознаграждение.


Письмо Минфина России от 11.10.2010 № 03-02-07/1-462

Сведения об остатках денежных средств налогоплательщиков на счетах, операции по которым приостановлены, банки пока будут предоставлять по старой форме.

С 2 сентября 2010 г. п. 5 ст. 76 НК РФ действует в новой редакции. Изменения в эту норму Кодекса внесены Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Теперь сведения об остатках денежных средств организаций на счетах, операции по которым приостановлены, банки должны предоставлять в электронном виде. При этом форматы такого сообщения и порядок его направления налоговым органам утверждает Центробанк России по согласованию с ФНС России.

До настоящего времени новые форматы не утверждены. Поэтому Минфин России рекомендует банкам при подаче указанных сведений руководствоваться приказом ФНС России от 30.03.2007 № ММ-3-06/178@.


Письмо Минфина России от 06.10.2010 № 03-03-06/1/637

Специалисты финансового ведомства высказали мнение, что расходы на оказание услуг дочерней организации, направленные на увеличение ее доходов, не учитываются для целей налогообложения прибыли.

К примеру, компания оказывает поддержку своему дочернему обществу с целью повышения его продаж. А именно: сотрудники компании ведут переговоры с контрагентами общества, посещают выставки и семинары, связанные с производимой им продукцией. Поэтому материнская компания несет представительские и командировочные расходы. Причем у организации нет оформленных договорных отношений со своим дочерним обществом.

Минфин России считает, что в данной ситуации материнская компания не вправе признать указанные представительские и командировочные расходы. По мнению главного финансового ведомства, деятельность в пользу дочернего общества следует считать безвозмездно оказанными управленческими услугами. Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ такие услуги не уменьшают прибыль для целей налогообложения. Поскольку у компании нет документов, подтверждающих факт и возмездность услуг, затраты на их оказание нельзя включить в расходы.


Письмо Минфина России от 08.10.2010 № 03-05-05-01/43

Налоговый кодекс РФ не устанавливает, как определять базу по налогу на имущество, если организация использует имущество одновременно в деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, и в деятельности, доходы от которой облагаются налогом на прибыль.

По мнению Минфина России, организация может самостоятельно определить порядок расчета среднегодовой стоимости имущества, облагаемого налогом. Выбранный порядок необходимо закрепить в учетной политике.


Письмо ФНС России от 02.11.2010 № ШС-37-3/14719@

«О порядке перехода с упрощенной системы налогообложения на основе патента на иной режим налогообложения»

В соответствии с п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ при нарушении условий применения УСН на основе патента индивидуальный предприниматель теряет право на применение данного режима налогообложения в периоде, на который был выдан патент.

В этом случае индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

Вместе с тем согласно подп. 3 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.2 НК РФ на патентную «упрощенку» по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на систему налогообложения в виде ЕНВД, на уплату данного налога не переводятся.

Следовательно, если индивидуальный предприниматель утрачивает право на применение УСН на основе патента по одному из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ, на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, представительные (законодательные) органы которых приняли нормативные акты о применении ЕНВД, он обязан перейти на уплату ЕНВД и уплатить единый налог за период, на который был выдан патент.

В отличие от ЕНВД и патентной «упрощенки», на которые налогоплательщики переводятся по отдельным видам предпринимательской деятельности, УСН применяется в отношении индивидуального предпринимателя в целом.

Если индивидуальный предприниматель, одновременно применяющий обычную УСН и УСН на основе патента, теряет право на применение патента, он должен пересчитать налоговую базу по доходам, полученным от вида деятельности, по которому применялся патент, по правилам «упрощенки», предусмотренным ст. 346.11—346.25 НК РФ, за весь период, на который был выдан патент.


Письмо ФНС России от 02.11.2010 № ШС-37-3/14713@

«О сроках подачи заявлений о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога и упрощенную систему налогообложения»

Переход к ЕСХН и УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном соответственно главами 26.1 и 26.2 НК РФ, и не требует согласия налогового органа.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на УСН и ЕСХН (далее — заявление) в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае данные налогоплательщики считаются перешедшими на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде (вправе применять УСН) с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.3 НК РФ и п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

Налоговики отметили, что пятидневный срок для подачи заявления является пресекательным. Если в установленный срок налогоплательщики не подали заявление, то они по умолчанию» становятся налогоплательщиками общего режима налогообложения.


Письмо ФНС России от 02.11.2010 № ШС-37-3/14720@

«Об учете доходов от реализации основных средств при применении единого сельскохозяйственного налога»

Плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН (п. 1 ст. 346.2 НК РФ).

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 346.5 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения плательщики ЕСХН учитывают доходы в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Выручка от реализации основных средств и материалов включается в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) плательщиков ЕСХН.


Письмо ФНС России от 21.10.2010 № АС-37-2/13886@

«О разъяснении порядка заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов»

ФНС России ответила на вопрос, в каких случаях нужно заполнять раздел 3 заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе.

Правила заполнения этого документа, как и его форма, установлены Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2010. Так, в п. 4 Правил сказано, что раздел 3 заполняется в двух случаях: если операции по реализации товаров не являются объектом обложения косвенными налогами в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза — продавца и если товары реализуются покупателю через комиссионера, поверенного или агента.

Налоговые органы указали, что во всех остальных случаях данный раздел не заполняется и не представляется в составе заявления. При этом сдача раздела 3 с проставленными прочерками или нулями не является причиной для отказа в проставлении отметки на заявлении.

Государственное регулирование

Федеральный закон от 03.11.2010 № 292-ФЗ

«О внесении изменений в статью 84.2 Федерального закона „Об акционерных обществах“»

В перечень случаев, в которых не нужно направлять акционерам обязательное предложение при приобретении более 30% общего количества акций ОАО, добавлено еще два.

Теперь это не нужно делать при приобретении акций в результате их внесения РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал ОАО, владельцем более 50% обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада РФ, субъект РФ или муниципальное образование, а также при приобретении акций, вносимых в оплату размещаемых путем закрытой подписки дополнительных акций ОАО, включенного в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом РФ.

Эти изменения снизят затраты при формировании или увеличении уставного капитала ОАО за счет внесения государственного или муниципального имущества и при преобразовании государственных корпораций в ОАО.

Федеральный закон от 03.11.2010 № 290-ФЗ

С 5 до 2% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) снижен предельный размер обеспечения заявки на участие в торгах для субъектов малого предпринимательства.


Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 872 

«О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам»

Субъекты естественных монополий должны раскрывать информацию о тарифах на услуги по транспортировке газа по трубопроводам, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности в сфере оказания этих услуг, основных потребительских характеристиках услуг и наличии (отсутствии) технической возможности доступа к ним, инвестиционных программах, о регистрации и ходе реализации заявок на доступ к услугам, об условиях, на которых осуществляется их оказание, о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (подсоединением) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъектов естественных монополий.

Информация раскрывается путем опубликования на сайте субъекта монополий и (или) ином сайте, определяемом Правительством РФ, в официальных печатных СМИ, распространяемых в регионах оказания услуг. Также она безвозмездно предоставляется потребителям по их письменным запросам. В течение пяти рабочих дней субъекты монополий должны сообщать об опубликовании информации федеральным, а также региональным властям.


Приказ Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 507

«О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 14 мая 2010 г. № 180 „Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним“»

Срок подачи письменных запросов о предоставлении сведений из ЕГРП лично заявителем или по почте и исключительно на бумажных носителях с приложением оригинала платежного документа об оплате за предоставление сведений продлен до 1 января 2011 г.

С 1 января 2011 г. плату разрешается вносить в течение одного месяца с даты представления запроса.

Зарегистрирован в Минюсте России 27.10.2010 № 18840,
вступил в силу с 28 октября 2010 г.


Письмо ФТС России от 13.10.2010 № 04-45/49897

«О направлении разъяснений»

ФТС России разъяснила, что Порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.07.2010 № 330, применяется в полной мере при убытии товаров как через белорусские, так и через казахстанские таможенные органы.

На российско-белорусском и российско-казахстанском участках государственной границы таможенная декларация (копия) не изымается и отметки не проставляются.

При убытии товаров с территории Таможенного союза через белорусские таможенные органы следует иметь в виду, что Порядок подтверждения фактического вывоза товаров с территории Союзного государства, утвержденный Коллегией Таможенного комитета Союзного государства от 10.04.2009, применяется в части, не противоречащей Порядку, действующему в рамках Таможенного союза.

Отметки «Товар вывезен» и «Товар вывезен в количестве...», свидетельствующие об убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза, проставляются на национальных языках таможенных органов государств — членов союза.

При непоступлении таможенной декларации с отметками из таможенного органа места убытия в таможенный орган выпуска или в случае их утери участник ВЭД должен обратиться в таможенный орган выпуска с заявлением и экземпляром таможенной декларации.

В отношении товаров, подлежащих таможенному декларированию в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 335, отметки проставляют российские таможенные органы выпуска при помещении товаров под таможенную процедуру, подразумевающую их убытие с территории РФ.

Методические рекомендации по выдаче заключений (утверждены Росалкогольрегулированием 22.10.2010)

Заявление о выдаче заключения, прилагаемого к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование или к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара в отношении алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, подается в Управление государственной политики в сфере регулирования алкогольного рынка Росалкогольрегулирования (постановление Правительства РФ от 17.09.2004 № 481).

Заявление рассматривается отдельно по каждому виду и наименованию алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Заявление рекомендуется составлять по образцам, приведенным в методических рекомендациях, и прилагать документы, подтверждающие указанную в заявлении информацию. Приводится перечень рекомендуемых документов.