Президент помог «упрощенно»

| статьи | печать
Президент помог «упрощенно»

«Какое счастье! Вымирать будем медленно…» — благодарно восклицает некий малый предприниматель Андрей на сайте «ОПОРЫ России». Это он по поводу решения президента поднять с наступающего года социальные платежи для малого бизнеса в производственной и социальной сферах не до 34%, как для большинства, а до 26%. Казалось бы, все баталии вокруг реформы ЕСН бизнес государству за последние два года вчистую проиграл и смирился с предстоящими массовыми поминками в своих рядах. Но в последний момент президент возьми да и разбереди старую тему. Ладно бы бизнес ему за это спасибо сказал.

Ровно за месяц до введения угнетающих ставок социальных платежей с фондов оплаты труда президент Дмитрий Медведев в ежегодном послании к Федеральному собранию сделал малым предпринимателям неожиданный подарок: для производственного и работающего в социальной сфере малого бизнеса ставки будут подняты до 26%, а не до 34%, предусмотренных для средних и крупных производств. Правда, поблажка действует только два года, чтобы МБ притерся к росту налоговой нагрузки. Вице-премьер министр финансов Алексей Кудрин добавил, что льгота должна касаться только малого бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения. Он подсчитал, что подарок «весит» более 40 млрд руб. в двухлетнем измерении.

На следующий день, 1 декабря, премьер Владимир Путин дал команду Минздравсоцразвития оперативно подготовить законопроект, реализующий решение президента. Документ уже разослан по заинтересованным адресам на согласование и, по данным «Коммерсанта», содержит перечень из 17 видов деятельности, на которые предложено распространить президентскую налоговую льготу. Это, в частности, производство пищевых продуктов, минеральных вод и безалкогольных напитков, текстильное и швейное производство, производство кожаных изделий и обуви, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство машин и оборудования, мебели, спортивных товаров и игрушек, научные исследования и разработки, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, деятельность в области спорта.

В законопроекте отражено и пожелание А. Кудрина относительно налоговых «упрощенцев». Но не раскрыт порядок определения их принадлежности к названным видам деятельности — утвердить его должно будет правительство.

Восторга в бизнес-сообществе решение президента не вызвало. Понятно почему: упрощенной системой налогообложения, по данным «ОПОРЫ России», чьим «подопечным» даруются поблажки, пользуются только 35% малых бизнесменов. С учетом ограниченного перечня видов деятельности льгота коснется вообще 15—17% малых предприятий, поскольку подавляющее большинство занимается торговлей. Минэкономразвития обещает похлопотать о расширении списка льготников: по словам главы ведомства Эльвиры Набиуллиной, в списке не должно быть только предприятий торговли, предприятий, занимающихся финансовыми услугами и операциями с недвижимостью. Отдельно, считает она, нужно обсудить аптеки — предприятия с большой социальной функцией. Однако и в этом случае кардинально картина не изменится.

Бизнес, и не только малый, ожидал другого в принципе. По расчетам РСПП, с 2011 г. давление на фонды оплаты труда возрастет на 30—45% в зависимости от расходов на зарплату на тех или иных производствах. Все ли потянут такой груз на выходе из кризиса — вопрос. Но предложение этого предпринимательского союза продлить мораторий на рост ставок социальных платежей еще на год, до 2012 г., услышано не было.

У государства железный аргумент: переход в 2005 г. на ЕСН со снижением ставки с 35,6 до нынешних 26% привел к тому, что бизнесу ежегодно доставалось порядка 2 трлн руб., а в Пенсионном фонде образовалась дыра размером более 3,3 трлн руб. — надежды, что весомое снижение давления на фонды оплаты труда будет компенсировано «обелением» зарплат и ростом налоговой базы, не оправдались. Латать же ПФР средствами из бюджета, когда он перестал быть профицитным, — удовольствие для государства слишком дорогое. Погуляли, мол, и хватит.

Даже возникшая прошлой весной идея поднять ставку соцплатежей не до 34, а до 32%, поддержанная самим А. Кудриным, быстро загнулась. Видимо, всем стало ясно, что ружейный калибр при исполнении приговора принципиального значения не имеет. Правда, ставку налога на прибыль сохранили на кризисном уровне — 20%, что на 6 п.п. меньше, чем до кризиса.

Возможные прямые и косвенные потери для экономики от увесистой прибавки груза на ФОТ предприятий предпринимательская общественность уже охрипла называть: занижение прибыли, налоговая оптимизация, зарплаты в конвертах, сокращение персонала и инвестирования, уход предприятий в тень и просто из бизнеса…

Знакомо все. Особенно по малому бизнесу. И ситуация у него особая: 90% предприятий находятся на налоговой «упрощенке» и «вмененке», относительно нынешнего уровня ставка страховых взносов у них увеличится на 20 п.п., при общем режиме налогообложения — на восемь пунктов, по данным предпринимательских организаций, финансовая нагрузка в первом случае потяжелеет сразу в 2,4 раза, во втором — в 1,3 раза.

«Этот вопрос обсуждался сегодня на совещании у президента по развитию пенсионной системы. Было принято решение, что компенсация должна быть точно предоставлена для тех организаций, которые работают по упрощенной системе налогообложения, на системе налогообложения с применением единого налога на вмененный доход. Фактически для малого бизнеса», — сообщил журналистам помощник президента Аркадий Дворкович в апреле прошлого года. На самом излете срока обещание выполнено.

«1 января 2011 г. станет черным днем в календаре для малого бизнеса России», — начинается Открытое обращение «ОПОРЫ России» о последствиях повышения размера страховых взносов. Далее до головной боли знакомые слова. Примечательно другое: обращение обнародовано на третий день после заявления президента о льготном повышении страховых платежей для малого бизнеса. Но об этом в нем ни слова…

Опрос

Анатолий Романовский,
исполнительный директор
ООО «Акроникс»

Наше предприятие не подпадает под льготный режим. Чтобы минимизировать потери от увеличения размера страховых взносов, будем сокращать штат сотрудников. Останутся только профессионалы и трудоголики. Кроме того, начнем искать новые пути развития в других областях, возможно, запустим несколько небольших предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения и действующих в разных сферах рынка.

 

Наталья Муравьева,
директор департамента
внешних и внутренних
коммуникаций группы
компаний «Альянс»

Для группы компаний «Альянс» увеличение страховых взносов с 26 до 34% существенно осложнит ситуацию. Ведь у нас работают более 1500 сотрудников в самых разных регионах России. При этом уменьшить количество работающих уже невозможно: наши производственные единицы — всем известные ларьки по продажам газет и журналов, расположенные на улицах городов.

Не попадаем мы и в число льготников, поскольку занимаемся распространением СМИ, то есть торговлей, которая, по мнению властей, не нуждается в поддержке. Однако наши партнеры — издатели скорее всего получат возможность отсрочить действие закона и на них будет распространено действие льготного периода, который продлится до начала 2012 г. Это приведет к дисбалансу в системах налогообложения издателей и распространителей, а также к резкому росту расходов у предприятий по распространению периодики.

 

Алексей Петров,
исполнительный директор
компании «МОЕ ДЕЛО»

Нужно понимать, что основная нагрузка ложится на мелкую торговлю и компании, оказывающие услуги, на ту часть бизнеса, где все завязано на человеке, на тех, кто создает рабочие места рядом с домом. И вполне логично, что предприниматели переложат эти расходы на потребителя, а это неизбежно подстегнет инфляцию.

Еще один момент: страховые взносы уменьшают единый налог, уплачиваемый при УСН, то есть идет перераспределение из бюджета Минфина в Пенсионный фонд — абсолютно неэффективную, убыточную структуру. Для поддержания ПФР логично было бы повысть верхний лимит базы, на которую начисляются взносы, с 415 000, скажем, до 800 000 руб. Несправедливо решать проблемы ПФР за счет малого бизнеса и потребителей.

Большинство компаний, работающих в сфере мелкой розничной торговли, и так находятся в тени и не показывают реальных зарплат. Значительно пострадают компании, оказывающие услуги, компании, у которых продукт-услугу производят люди — высококвалифицированные специалисты с большими зарплатами, компании, занимающиеся интеллектуальным трудом и выплачивающие официальные зарплаты.

Основной вопрос в том, как эти льготы будут оформляться, будут ли они применяться автоматически исходя из основного вида деятельности, заявленного при регистрации, или его придется «заслужить», например получив бумагу в префектуре. Ну и, как обычно, вопрос с отделениями Пенсионного фонда, которые об изменениях узнают далеко не самые первые и подолгу разбираются с форматом новой отчетности.

К сожалению, мы не подпадаем под льготный режим, поскольку занимаемся интеллектуальным трудом. Поэтому после повышения страховых взносов нам придется переводить часть выполняемых работ за штат, отдавать фрилансерам — индивидуальным предпринимателям.

 

Василий Иллювиев,
управляющий компанией
«ВС-оценка»

Налоговая нагрузка в России ниже, чем во многих развитых странах. Но, принимая во внимание, что у большинства отраслей 2009 и 2010 гг. были, мягко говоря, непростые, увеличение налоговой нагрузки можно было бы и отложить. По крайней мере для предприятий с незначительной выручкой, скажем, до тех же 60 млн руб. по аналогии с пределом для упрощенной системы налогообложения.

Наибольший удар нововведение нанесет по отраслям с высокой удельной стоимостью расходов на персонал, например по сфере услуг, где стоимость труда составляет от 60 до 90% общей себестоимости. Увеличение затрат будет происходить на фоне естественного нежелания потребителей платить больше и демпинга. В результате некоторые будут вынуждены закрывать бизнес, но большинство, чтобы выжить, уйдет в тень. В нашей компании мы решили сохранить бюджет затрат по оплате труда в следующем году на уровне 2010 г., то есть переложить бремя дополнительных налогов на сотрудников.

При применении льготы возникнет сложность у предприятий, совмещающих льготные и нельготные виды деятельности. На таких предприятиях разделение персонала пропорционально выручке от видов деятельности некорректно. Как следствие, менеджмент должен заранее позаботиться о доказательной базе использования льгот путем разделения персонала по кодам деятельности, например на уровне штатного расписания.

 

Кирилл Власов,
председатель совета
директоров STS/RLS Logistics

Самый сильный удар придется на те предприятия, которые ведут белый учет и платят всю заработную плату официально. Данная политика и ожидаемый эффект по увеличению государственного бюджета реально приведут к тому, что ряд небольших компаний еще больше уйдет в тень. Проблема зарплат в конвертах, и без того крайне острая в России, усугубится. Раньше уменьшался один налог, увеличивался другой, то есть проводилась компенсационная деятельность для увеличения собираемости налога. Сейчас существенно ухудшилось налоговое бремя, и оно будет бить по тем компаниям, которые платят налоги официально. Самое неприятное, что крупные компании — локомотивы экономики не смогут конкурировать с теневыми производителями и теми, кто оказывает услуги и не ведет при этом белую бухгалтерию. Мы как логистический оператор не подпадаем ни под какие льготы. При выплате белой зарплаты у нас повысится фонд оплаты труда, поскольку STS/RLS Logistics оказывает услуги, которые исполняются, как правило, людьми. И для нас это серьезный удар. Многие направления деятельности станут экономически бессмысленными.

Действительно, многие компании задумаются, не уйти ли обратно в тень. И прежде всего те, в деятельности которых маржинальная прибыль невелика, а бизнес строится на обороте.

 

Сергей Поправка,
руководитель юридического
департамента компании
Penny Lane Realty

Я слышал много критики в адрес программы увеличения размера страховых взносов в 2011 г. Изначально у меня не было сомнения, что изменения не затронут те предприятия, которые можно в некоторой степени назвать социально ориентированными. Так и произошло. На их деятельности вряд ли серьезно отразятся принимаемые изменения. Но несмотря на льготы ряд предприятий уже начинает стонать, что льготников мало — 15—17%. Так ведь никто не виноват, что большинство мелких предпринимателей работают в сфере торговли. Думаю, не ошибусь, если скажу, что именно на «мелочь» приходится основная масса нарушений в сфере торговли. Так что нестрашно усилить на них давление. Но, кстати, на мой взгляд, они не очень ощутят возросшее давление фискального пресса — для них быть в тени не впервой. У нас не Франция, где в маленьком магазинчике можно купить свежие вкусные круассаны. У нас в маленьком магазинчике можно скорее купить фальсифицированную водку. Причем приобрести ее может даже несовершеннолетний покупатель.