Сети объединяются против Минфина

| статьи | печать

Ведущие российские некоммерческие организации, представляющие интересы компаний-производителей и розничной торговли, объявили о создании Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС).

Как сообщил корреспонденту «ЭЖ» исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский, основная цель объединения — анализ состояния и проблем отрасли, поиск путей ее эффективного развития, выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства для обеспечения продовольственной безопасности страны и поддержания баланса интересов производителей, переработчиков и розничной торговли.

В состав МЭС вошли Агропромышленный союз России, АКОРТ, Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз», Комитет ТПП по развитию потребительского рынка, Национальная мясная ассоциация, Национальный союз производителей молока.

В торговле растет воровской «процент»

Сначала руководители АКОРТ, в которую входят все крупнейшие торговые компании, самостоятельно решили подготовить обращение в Правительство РФ и Госдуму с предложением внести поправки в Налоговый кодекс, позволяющие списывать кражи в магазинах на расходы и не высчитывать эти суммы из налога на прибыль сетей. Против данной инициативы сразу выступил Минфин России. По его подсчетам, подобное решение нанесет федеральному бюджету ущерб свыше 30 млрд руб.

Учитывая влияние и возможности такого тяжеловеса, как финансовое ведомство, производители и сети решили выступить единым фронтом. Да и география их претензий теперь относится не только к Налоговому кодексу, но и к Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Как отметил И. Белоновский, в ближайшее время МЭС инициирует созыв представительного открытого заседания для подготовки предложений в Правительство РФ и Госдуму.

«Торговые сети вынуждены в полном объеме брать на себя издержки, связанные с утратой или повреждением, порчей товаров, — поясняет И. Белоновский. — При этом из-за несовершенства налогового законодательства нам приходится оплачивать данные издержки из чистой прибыли». Ретейлеры настаивают на внесении поправок в ст. 264 и 265 части второй Налогового кодекса.

По словам эксперта, существуют группы товаров, при реализации которых торговые сети несут большой экономический риск их утраты или повреждения. Например, алкоголь, дорогие кондитерские изделия, икра, консервы, пиво и безалкогольные напитки, йогурты, которые часто воруют, съедают или выпивают прямо в торговых залах.

В среднем по отрасли на утери и воровство приходится до 2% оборота торговых компаний, уточнил представитель АКОРТ. При этом доля краж достигает 1,5%. Если сопоставить этот показатель с выручкой крупнейших ретейлеров, получатся внушительные цифры. Так, товарооборот X5 Retail Group за прошлый год составил 8,7 млрд долл. Получается, что ежегодно только на воровстве компания может терять порядка 130 млн долл. Причем она должна выплачивать с этой суммы налог 20%. Глава Х5 Лев Хасис подтвердил, что каждый год компания теряет около 100 млн долл.

Минфин считает, что расходы, связанные с украденными товарами, могут быть учтены, а налогооблагаемая сумма скорректирована только при условии, что факт и объем кражи подтверждены милицией.

Недавно финансовое ведомство обнародовало проект заключения на поправки в ст. 264 НК РФ, предложенные депутатом Ильдаром Гималетдиновым. Народный избранник предлагает отнести кражи в магазинах к расходам, но установить на них лимит — 1% оборота компании. По прогнозным оценкам Минфина, розничный товарооборот в 2010 г. составит почти 15,8 трлн руб. Таким образом, отнесение к расходам краж в размере 1% выручки приведет к снижению доходов бюджета на сумму свыше 30 млрд руб.

О потребителях снова забыли

Как отмечают эксперты АКОРТ, с начала кризиса в московских супермаркетах стали воровать в два-три раза чаще. Число краж прямо пропорционально числу безработных.

Например, в прошлом году в таких супермаркетах, как «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», на кражах попались 250 000 человек, а еще 500 000 несунов сумели уйти от ответственности.

Конечно, продукты воровали и раньше, но сейчас ситуация особенно обострилась, убежден научный руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. «Нельзя сбрасывать со счетов тот фактор, что люди стали хуже жить. Многие не хотят признаться себе, что их социальный статус ухудшился, доходы уже не выдерживают таких расходов. И идут на воровство», — считает он.

Правоохранительные органы, однако, уверены, что на безработных горожан всю вину возлагать нельзя. «Воровство в супермаркетах — проблема сотрудников отдела безопасности магазина, и начинать надо именно с улучшения их работы», — убежден начальник интернет-отделения Управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Руслан Пухов.

У розничных торговцев уже наготове лом, против которого нет приема. «Необходимо работать с законодательной базой, не забывая о профилактике, — считает И. Белоновский. — Нужно добиться поправок в Административный кодекс, сделать так, чтобы компенсация за украденное была повышенной. Одно дело, когда человек знает, что за курицу его в тюрьму не посадят, и совсем другое — когда его заставят оплатить эту курицу в десятикратном размере».

Впрочем, как отмечают эксперты, представители некоторых сетей предлагают даже внести в Закон о торговле изменение, которое разрешит розничным компаниям закладывать в себестоимость товаров суммы возможных потерь от хищений.

Что же получается: Минфин не хочет терять бюджетные средства, торговля — прибыль, а платить за все должен потребитель? Не исключено, что именно такое решение в конце концов и будет принято.