Какие отрасли возьмут под защиту?

| статьи | печать

В сентябре 2004 года правительство, вняв нуждам предприятий легкой промышленности, отменило ввозные таможенные пошлины на 15 наименований прядильного, трикотажного и отделочного оборудования, не имеющего отечественных аналогов. Как сообщили корреспонденту «ЭЖ» в центре общественных связей Минпромэнерго, министерство намерено отправить в Межведомственную комиссию по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике предложения по отмене пошлин еще на некоторые виды технологического оборудования для легкой и текстильной промышленности.

По экспертным оценкам Минэкономразвития, доля российской продукции в объеме розничной продажи составляет не более 21%.

Как отмечают в Минпромэнерго, технологическая отсталость производств является одной из основных причин уменьшения объема производства и сокращения присутствия отечественных производителей на рынке товаров легкой промышленности. Парк технологического оборудования на предприятиях легпрома морально и физически устарел.

На производстве оборудования для отрасли задействовано сейчас менее половины из 100 заводов, работавших до 1990 года, но и на них из 70 тысяч человек осталось только около 5 тысяч. Поэтому вполне можно сказать, что в стране практически отсутствует машиностроение по выпуску оборудования для отрасли, кроме ткацких станков и некоторых видов швейных машин.

Согласно данным Росстата, индекс производства в легкой промышленности в ноябре и январе —ноябре 2004 года по сравнению с соответствующими периодами 2003 года составил 94,4 и 93,4%.

При существенном отставании в отечественном машиностроении предприятия вынуждены закупать импортное оборудование. Но, по словам руководителя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности Б. Фомина, взимание НДС и ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование приводит к удорожанию проектов на 23—28%, что делает их непривлекательными как для инвесторов, так и для потребителей.

По подсчетам Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, также ратующего не только за отмену ввозных пошлин на оборудование, но и НДС, при отсутствии такой финансовой нагрузки предприятия, проведя техническое перевооружение, в виде дополнительных налоговых поступлений в первый же год эксплуатации новой техники значительно перекроют образовавшиеся недопоступления в бюджет государства.

Мнение эксперта

Андрей КУШНИРЕНКО, ответственный секретарь Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле

Решение об отмене ввозных пошлин (Постановление Правительства РФ от 10 сентября № 470) было инициировано ассоциациями легкой и текстильной промышленности и полностью поддержано Минпромэнерго. Такие обращения поступают к нам не только от этого сектора, но и от лесной и целлюлозно-бумажной, мебельной, автомобильной, авиационной, металлургической промышленности.

Все поступившие предложения будут рассматриваться в первом квартале текущего года. Сейчас общий вектор нашей работы направлен на то, чтобы как можно быстрее снизить налоговую нагрузку на предприятия, которые закупают перспективное, высокоэффективное, высокотехнологичное оборудование.

Уже отменены или существенно понижены пошлины для пищевой промышленности, на оборудование для укупорки, тары, взвешивания, наклеивания этикеток. Отменены пошлины на некоторые виды оборудования для автомобильной промышленности, ряда видов производств черной металлургии.

Заявки об отмене ставок ввозных таможенных пошлин могут поступать от отдельного завода, союза, ассоциации, физического лица.

Некоторая часть заявок «умирает» из-за своей необоснованности. Например, пять лет назад доля отвергнутых обращений доходила до двух третьих. Сейчас ситуация иная — примерно 60% заявителей продолжают диалог с нами и дают обоснования того, что снижение пошлин до нуля и соответственно отъем каких- то доходов федерального бюджета будут восполнены выпуском гораздо большего количества продукции, большей прибылью и уплатой больших налогов.

Немаловажен еще и такой аспект: снижение пошлин не должно негативно сказаться на российских производителях аналогичной продукции.

Обоснованные заявки Комиссия рассылает в министерства, имеющие отношение к этой проблеме. Минпромэнерго должно подтвердить, что в России такого оборудования или сырья нет, его мало или оно не того качества. Антимонопольная служба — что снижение пошлин не приведет к созданию монополии на внутреннем рынке, ФТС — что такое решение может быть реализовано. Минфин — что выем денег из бюджета за счет таможенных пошлин будет возмещен внутренними налогами. После этого Комиссия принимает решение, которое в 99 процентах случаев становится постановлением Правительства РФ.

Многие производители часто просят отменить не только пошлины, но и НДС. Вопрос НДС — это не компетенция Правительства, он решается Госдумой России.

Следует отметить, что ставка налога постоянно снижается. Сейчас она снизилась с 20 до 18%, а в 2006 году составит 16%. Относительно многих стран это невысокий налог. Когда покупается оборудование, за него на границе платится НДС, но налог возмещается, когда предприятие начинает выпускать готовую продукцию.