Вертикаль аудиторов нависнет над местными бюджетами

| статьи | печать

В абсолютном большинстве тощие бюджеты муниципальных образований будут самыми прозрачными во всей вертикали бюджетных финансов. И станет это явью с принятием закона о контрольно-счетных органах в российских городах и весях.

В распоряжении «ЭЖ» появился проект документа, предусматривающего создание еще одного чиновничьего аппарата — контрольно-счетных органов во всех субъектах РФ и в каждом муниципальном образовании. Без сомнения, Госдума и Совет Федерации одобрят документ, ведь проект закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» внесет в Федеральное Собрание глава государства.

Вертикаль имени Степашина

По заключению опрошенных редакцией аналитиков, законопроект, подготовленный в недрах Старой площади, в администрации президента, удивительно напоминает Федеральный закон от 11.01.95 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Эксперт из Перми Леон Павлов вообще считает, что документ «списан» с этого нормативно-правового акта. Аналитик известен тем, что, не глядя ни в какие законы, кроме Конституции страны, не раз выступал за создание муниципальных контрольно-счетных палат. Он говорил о наличии органов общественного надзора не во всех подряд муниципальных образованиях, а в самодостаточных. Прежде всего в административных центрах субъектов Федерации, других крупных городах и в финансово обеспеченных муниципальных районах. Городские и сельские поселения исключались Л. Павловым из-за их бюджетозависимости от регионов, муниципальных районов и городских округов.

Другие аналитики напомнили, что аналогичный законопроект не один год обсуждается депутатами всех уровней, а президентскую новацию назвали вертикалью аудиторов по аналогии с вертикалью органов госвласти и бюджетной вертикалью — не афишируемой, но существующей.

Согласно п. 7 ст. 18 предлагаемого законопроекта Счетная палата Российской Федерации получит право: а) координировать действия региональных и местных контрольно-счетных органов (КСО) при проведении в субъектах и муниципальных образованиях совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; б) планировать с ними совместные проверки; в) осуществлять коллективный аудит. Помимо этого Счетная палата РФ станет информационно-методическим и учебным «спонсором» КСО субъектов Федерации и муниципальных образований. Она будет их «главным судьей», поскольку получит полномочие давать «заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном финансовом контроле». Счетная палата РФ разработает «стандарты внешнего государственного и муниципального контроля по проведению финансового аудита, аудита эффективности использования государственных и муниципальных средств» и общие правила проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Не вызывает сомнения, что Мин­юст России зарегистрирует новые документы Счетной палаты страны.

Все оплатят налогоплательщики

Предполагается, что муниципальные КСО станут постоянно действующими управленческими структурами параллельно органам местного самоуправления (ОМСУ). У них будет собственный аппарат в составе инспекторов и иных штатных работников. Возглавят их председатели. А муниципалитеты получат право устанавливать одну или несколько должностей заместителя главы КСО и должности аудиторов. Эти посты могут быть отнесены к муниципальным должностям. Однако штатную численность аппаратов местных КСО будут определять субъекты Федерации. С этой целью они примут свои законы «в соответствии с нормативами штатной численности контрольно-счетных органов муниципальных образований, установленными законами субъектов Федерации» с учетом видов и особенностей муниципальных образований.

Финансирование муниципальных КСО предусматривается осуществлять за счет средств местных бюджетов «в объеме, позволяющем обеспечить возможность возложенных на них полномочий». Расходные статьи муниципальных бюджетов, таким образом, пополнятся еще одной строкой, но доходная часть остается без изменений. Значит, содержание новых управленческих структур ляжет на плечи налогоплательщиков — юридических и физических лиц. Выходит, они же оплатят открытие и поддержание официальных сайтов КСО, а также их официальных изданий, учреждение которых предусматривается п. 1 ст. 19 законопроекта.

Примечательно, что деятельность КСО не должна останавливаться даже при досрочном прекращении полномочий представительных органов местной власти. То есть муниципальная власть сама себе создаст проверяющий орган, который станет бессмертным.

Член Научно-экспертного совета при Комитете по местному самоуправлению Совета Федерации Игорь Кокин составил таблицу несоответствия предлагаемого законопроекта действующему законодательству и предоставил ее в редакцию «ЭЖ».

К сведению

Несоответствие законопроекта нормам:

а) Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:

  • наименование КСО противоречит ст. 38 «Контрольный орган муниципального образования»;
  • обязательность формирования КСО не соответствует ч. 2 ст. 34;
  • отнесение полномочия по установлению наименования, полномочий, состава и порядка деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования к уставу муниципального образования и (или) нормативному правовому акту представительного органа муниципального образования не соответствует ч. 3 ст. 34;
  • право представительных органов поселений в составе муниципального района заключать соглашения с районным КСО о передаче ему полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля противоречит ч. 4 ст. 15; 
  • порядок образования контрольного органа представительным органом муниципального образования не соответствует нормам ч. 2 ст. 38, которая предусматривает возможность формирования контрольного органа в том числе и посредством всенародных выборов; 
  • возможность правового регулирования организации и деятельности КСО муниципальных образований региональными законами противоречит ч. 1 ст. 6, так как действующее законодательство не предусматривает правовое регулирование организации и деятельности органов местного самоуправления законами субъектов РФ;
  • возможность установления законами субъектов РФ нормативов штатной численности муниципальных КСО не соответствует положениям ч. 3 ст. 18, которой установлено, что «федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов»;
  • возможность установления структуры контрольного органа нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования противоречит ч. 1 ст. 44, поскольку данное полномочие отнесено к ведению устава муниципального образования;

б) Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»:

  • возможность назначения председателя, заместителя председателя и аудиторов муниципального КСО представительным органом, предусмотренная ч. 6 ст. 6 законопроекта, противоречит положениям ч. 3 ст. 2;
  • установление квалификационных требований к отдельным должностям КСО муниципального образования не соответствует положениям ст. 9;
  • ограничения для назначения должностных лиц КСО противоречат нормам ст. 16 и 13; 
  • установление дополнительных гарантий для должностных лиц муниципальных КСО не соответствует нормам ч. 3 ст. 23, которая предусматривает возможность установления дополнительных гарантий для муниципальных служащих только уставами муниципальных образований или законами субъекта РФ;

в) иным федеральным законам:

1) предоставление муниципальным КСО права составления протоколов об административных правонарушениях не соответствует положениям действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях;

2) порядок планирования контрольных мероприятий не соответствует положениям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».