Связь сверх лимита

| статьи | печать

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Лариса Бойко и Ольга Монако разбираются в учете расходов на сотовую связь, превысивших установленный в компании лимит.

Находясь в отпуске за границей, генеральный директор фирмы в рабочих целях пользовался сотовой связью — отвечал на звонки и проверял почту. Услуги оператора оплачиваются ему за счет организации, лимит расходов на мобильную связь по организации установлен, но за три недели в роуминге лимит был превышен в несколько раз. Как учесть эти расходы при налогообложении прибыли?

По мнению Минфина России, расходы, превышающие установленный в организации лимит на использование услуг сотовой связи, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли только после их возмещения работником. При этом суммы возмещения сверхлимитных расходов на услуги сотовой связи, уплачиваемые работником организации, для целей налогообложения прибыли отражаются в доходах от реализации.

Обоснование вывода

Перечень документов, подтверждающих расходы на сотовую связь в целях налого­обложения прибыли, Налоговым кодексом РФ не установлен. По мнению Минфина России и налоговой службы, экономическую обоснованность и производственную направленность расходов на мобильную связь подтверждают:

1) договор с оператором сотовой связи на обслуживание соответствующих телефонных номеров;

2) перечень (список) должностей работников, которые в силу исполняемых ими трудовых обязанностей пользуются сотовой связью. Он утверждается приказом руководителя организации и отражает номера мобильных телефонов и SIM-карт, закрепленных за конкретными сотрудниками;

3) детализированные счета, полученные от оператора сотовой связи и выставляемые за соответствующие расчетные периоды (письма Минфина России от 19.01.2009 № 03-03-07/2, от 27.07.2006 № 03-03-04/3/15, от 05.06.2008 № 03-03-06/1/350 и УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 № 20-12/061156).

Унифицированная форма детализированного счета отсутствует. При этом налоговые органы считают, что форма должна содержать детализацию общей суммы платежа за предоставленные оператором сотовой связи услуги по отдельным субсчетам, открываемым по каждому числящемуся за налогоплательщиком абонентскому номеру, в том числе:

  • номера телефонов всех абонентов;
  • дату и время переговоров;
  • тарификацию услуги.

Перечень абонентов, с которыми велись переговоры по служебному мобильному телефону, должен быть подкреплен данными об этих абонентах в деловой переписке, договорной документации организации-налогоплательщика и т.п. Такие требования к содержанию детализированного счета перечислены в письмах УФНС России по г. Москве от 20.09.2006 № 20-12/83834 и от 09.02.2005 № 20-12/8153.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что детализированный счет оператора, не содержащий номера телефонов всех абонентов, дату и время переговоров, налоговые органы могут не признать в качестве документа, подтверждающего обоснованность переговоров.

Однако согласно п. 116 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, предоставление оператором связи детализации счета — дополнительная платная услуга, оказываемая по просьбе абонента. То есть получать детализированный счет в обязательном порядке абонент не должен.

Следует отметить, что отсутствие детализированного счета в пакете документов, подтверждающих расходы, вызывает споры налогоплательщиков с налоговыми органами. Сложившаяся арбитражная практика по данному вопросу противоречива. Так, в отдельных случаях арбитражные суды указывают, что отсутствие детализированных счетов оператора связи не позволяет доказать экономическую обоснованность «мобильных» расходов и их связь с предпринимательской деятельностью (постановления ФАС Уральского округа от 26.12.2005 № Ф09-2102/05-С2 и Волго-Вятского округа от 10.06.2008 № А29-2210/2007).

Вместе с тем есть и иная точка зрения, поддерживающая налогоплательщиков. По мнению суда, о производственной направленности расходов на связь свидетельствуют договоры, акты, счета операторов связи, платежные и другие документы. Кроме того, детализированный счет оператора связи не подтверждает экономической обоснованности расходов, поскольку не содержит информации и не раскрывает содержание проведенных переговоров (постановления ФАС Центрального округа от 06.03.2009 № А35-4080/07-С8, Московского округа от 09.07.2008 № КА-А40/5861-08, Поволжского округа от 09.11.2006 № А65-29284/2005-СА2-8, Западно-Сибирского округа от 02.07.2008 № Ф04-3910/2008(7317-А81-14), Уральского округа от 08.12.2008 № Ф09-9153/08-С3 и Первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2009 № 01АП-2673/09).

Как следует, в частности, из Определения Конституционного суда РФ от 04.06.2007 № 366-О-П и постановления Президиума ВАС РФ от 10.07.2007 № 2236/07, организация вправе самостоятельно определять эффективность своей деятельности и оценивать целесообразность расходов. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Речь идет именно о намерениях и целях (направленности) деятельности, а не о ее результате. По смыслу правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в постановлении от 24.02.2004 № 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, обладающими самостоятельностью в сфере бизнеса.

Таким образом, вопрос предоставления детализированных счетов операторов связи в целях документального подтверждения и экономического обоснования расходов на связь при исчислении налога на прибыль спорный. Не исключено, что при отсутствии детализированного счета свою правоту придется доказывать в судебном порядке;

4) трудовой договор, в котором предусмотрена необходимость использования работником сотовой связи для выполнения трудовых обязанностей.

Экономическую обоснованность расходов на приобретение услуг сотовой связи для целей налогообложения можно подтвердить также должностной инструкцией, в которой закреплено, что работнику необходимо использовать сотовый телефон в служебных целях (письмо Минфина России от 27.07.2006 № 03-03-04/3/15).

К косвенным доказательствам производственного характера расходов на переговоры относятся письменное распоряжение (служебное задание) руководителя и отчет сотрудника-исполнителя о результатах его выполнения. Причем оба документа составляются в произвольной форме, но с указанием всех реквизитов, предусмотренных для первичных документов в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (письмо УФНС России по г. Москве от 20.09.2006 № 20-12/83834).

Итак, организация признает расходы на услуги сотовой связи при налогообложении прибыли, если они документально подтверждены, экономически обоснованны и носят производственный характер.

В данной ситуации у генерального директора необходимость вести служебные переговоры возникла во время нахождения в отпуске. Минфин России в письме от 07.12.2005 № 03-03-04/1/418 поясняет, что в случае ведения телефонных переговоров по сотовой связи в производственных целях во время нахождения сотрудника на отдыхе, в том числе в период отпуска, затраты на оплату услуг сотовой связи также могут признаваться расходами при налогообложении прибыли. Аналогичной позиции придерживаются и некоторые арбитражные судьи (постановления ФАС Московского округа от 19.01.2009 № КА-А40/12732-08, от 31.05.2006 № КА-А41/4511-06 и Северо-Западного округа от 20.07.2007 № А05-692/2007). Производственная направленность таких переговоров подтверждается в общем порядке.

Обратите внимание: налоговым законодательством не установлены нормы расходов на услуги связи, признаваемые в целях налогообложения. Значит, расходы на приобретение услуг сотовой связи учитываются в целях налогообложения прибыли в сумме фактически произведенных расходов, то есть исходя из стоимости оказанных услуг связи в соответствии с выставленными оператором связи счетами.

Для работников может быть установлен лимит расходов на использование сотовой связи, превышение которого работник возмещает организации за счет собственных средств. В этом случае сумма превышения, по разъяснениям Минфина России, признается в прочих расходах для целей налогообложения только после того, как работник возместит организации указанные затраты. При этом сумма возмещения, уплачиваемая работником, будет учитываться для целей налогообложения в доходах от реализации (письмо Минфина России от 19.01.2009 № 03-03-07/2).

Однако, по мнению УМНС России по г. Москве, организация не вправе уменьшать налого­облагаемую прибыль на расходы, произведенные в связи с оплатой междугородных (международных) телефонных переговоров работников организации в личных целях. При условии возмещения работниками стоимости личных телефонных переговоров доходы в части возмещения, связанные с оплатой этих переговоров, также не учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (письмо УМНС России по г. Москве от 14.10.2003 № 26-12/57614).