Возврат страховых взносов на ОПС

| статьи | печать

С января 2010 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд РФ. Казалось бы, в 2010 г. возвратом страховых взносов, перечисленных по неправильным кодам бюджетной классификации, тоже должен заниматься ПФР. Но это не совсем так. В некоторых случаях такие взносы возвращаются налоговыми органами.

Прежде чем приступить к порядку возврата, разъясним, что происходит со страховыми взносами, если в платежном поручении указан неправильный код бюджетной классификации (КБК) доходов бюджетов.

КБК доходов бюджета представляет собой 20-значный код, состоящий в том числе из кода главного администратора доходов бюджета, вида и подвида доходов (п. 1 ст. 20 Бюджетного кодекса РФ). Он является классификатором налоговых и страховых платежей при распределении их по бюджетам (федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, местному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов).

Все страховые взносы перечисляются на лицевой счет администратора доходов бюджета, открытый в казначействе, и затем распределяются казначейством по бюджетам в соответствии с КБК, указанным в платежных документах. Так установлено п. 1 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ. Следовательно, указание в платежном поручении неправильного КБК не позволит казначейству идентифицировать платеж, а значит, страховой взнос не поступит в необходимый бюджет. Он будет зачислен в тот бюджет, которому соответствует КБК. А если указанный в платежке КБК не существует, казначейство отнесет взнос в разряд невыясненных поступлений по правилам п. 10 Порядка учета поступлений в бюджетную систему и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденного приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н.

Справка

Администратор доходов бюджета — орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Итак, возврат страхового взноса, уплаченного по неправильному КБК, зависит от того, кто являлся главным администратором доходов по страховым взносам на ОПС, зачисляемым в ПФР, на момент перечисления этого взноса.

Кто является главным администратором

До января 2010 г. главным администратором указанных доходов являлась ФНС России (приказ Минфина России от 25.12.2008 № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», в настоящее время утратил силу). Страховые взносы перечислялись на лицевой счет налоговой инспекции, открытый в казначействе, с указанием в платежных документах КБК, утвержденного Минфином России для ФНС России. В качестве получателя платежа также указывалась налоговая инспекция.

С января 2010 г. главным администратором стал Пенсионный фонд РФ. Об этом сказано в п. 1 ст. 2 приложения к Федеральному закону от 30.11.2009 № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Однако это не означает, что в 2010 г. за всеми платежами по страховым взносам, перечисленными по неправильным КБК, следует обращаться в органы ПФР. В пункте 4 названной статьи сказано, что в отношении страховых взносов, зачисляемых в ПФР за расчетные периоды с 2002 по 2009 г. (включительно), главным администратором остается ФНС России.

Таким образом, если платеж был произведен за отчетный период 2010 г. (например, за I квартал) главным администратором является ПФР. А если за отчетные периоды до 2010 г. (например, за IV квартал 2009 г.) — ФНС России, даже если страховой взнос фактически был перечислен уже в 2010 г.

Порядок возврата взносов налоговой инспекцией

Возврат налоговой инспекцией страховых взносов, перечисленных по неправильным (ошибочным) КБК, осуществляется налоговой инспекцией в прежнем порядке, определенном ст. 78 НК РФ для возврата излишне уплаченных налогов и сборов, — на основании заявления плательщика. Право на подачу такого заявления сохраняется у плательщика в течение трех лет со дня перечисления излишне уплаченного страхового взноса.

В десятидневный срок со дня получения указанного заявления налоговая инспекция должна принять решение о возврате (об отказе) излишне уплаченного страхового взноса и направить в казначейство соответствующее поручение о возврате.

О принятом решении плательщик уведомляется в течение пяти дней со дня его принятия лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения. Если плательщиком является организация, уведомление вручается руководителю или уполномоченному представителю, имеющему соответствующую доверенность, оформленную по правилам п. 5 ст. 185 ГК РФ, а если индивидуальный предприниматель — лично предпринимателю или его представителю при наличии нотариальной доверенности, подтверждающей его полномочия.

К сведению

Согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с оттиском печати этой организации.

Вернуть всю сумму переплаты невозможно, если у плательщика имеются задолженность по пеням и штрафам по данному страховому взносу или недоимки по иным взносам соответствующего вида (например, если переплата числится по страховому взносу, зачисляемому на выплату страховой части трудовой пенсии, а недоимка — по страховому взносу по накопительной части трудовой пенсии). В этом случае возвращается сумма, оставшаяся после зачета переплаты в счет погашения недоимки (задолженности).

Общий срок на возврат излишне уплаченного страхового взноса не должен превышать одного месяца со дня получения налоговой инспекцией заявления плательщика. В противном случае плательщик может воспользоваться п. 10 ст. 78 НК РФ и взыскать с налогового органа за каждый календарный день просрочки проценты по ставке, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Отметим, что до марта 2010 г. механизм возврата излишне уплаченных страховых взносов дополнительно регулировался письмом ФНС России от 01.12.2008 № ММ-6-1/873@, которое требовало от плательщика предварительного согласования с территориальным органом ПФР заявления о возврате суммы переплаты по страховым взносам. Однако 19 марта 2010 г. ВАС РФ признал данное письмо недействующим (решение от 19.03.2010 по делу № ВАС-9507/09).

Обратите внимание!

11 августа 2010 г. ФНС России и ПФР было подписано совместное письмо № ЯК-17-8/58 и АД-30-24/8509@ «О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование». Указанный в письме механизм возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на ОПС, пеней и штрафов за расчетный период с 2002 по 2009 г. (включительно) на КБК ФНС России, применяется в случае, если они были зачислены в бюджет ПФР, то есть поступили в бюджет ПФР. Комментарий данного письма был опубликован в «Бухгалтерском приложении» к газете «Экономика и жизнь», 2010, № 34, с. 05.

Возврат ПФР

Порядок возврата органами ПФР излишне уплаченных сумм страховых взносов определен в ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). Он аналогичен механизму возврата переплаты налоговыми органами. Законодатель специально разработал схожие процедуры возврата для того, чтобы не загружать плательщиков страховых взносов новыми правилами. Однако некоторые существенные отличия все-таки имеются, и о них стоит упомянуть.

Справка

Форма заявления о возврате излишне уплаченного страхового взноса на ОПС (форма 23-ПФР) утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 № 979н (приложение 5 к приказу).

Так, решение о возврате излишне уплаченного страхового взноса подразделение ПФР принимает в течение десяти дней либо со дня получения заявления плательщика о возврате переплаты либо со дня подписания акта совместной сверки уплаченных страховых взносов (если такая сверка производилась).

Если вручить уведомление о принятом решении лично под роспись руководителю организации, предпринимателю или их представителям невозможно, п. 16 ст. 26 Закона № 212-ФЗ разрешает направить его по почте заказным письмом, при этом полученным оно будет считаться по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Законодатель увеличил размер процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного страхового взноса (один месяц со дня получения заявления плательщика) до 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в дни нарушения срока возврата, за каждый день просрочки (п. 17 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

Отказать в возврате излишне уплаченного страхового взноса территориальные подразделения ПФР могут только при наличии одного условия. Оно указано в п. 22 ст. 26 Закона № 212-ФЗ: если сведения о суммах переплаты страхового взноса плательщик указал в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и ПФР учел (разнес) их на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии в Федеральным законом от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Поясним, что здесь имеется в виду.

Индивидуальный (персонифицированный) учет ведут территориальные подразделения ПФР в отношении каждого застрахованного лица на основании сведений, предоставляемых страхователями-работодателями (плательщиками страховых взносов), в которых указываются суммы начисленных застрахованному лицу страховых взносов. Так вот, если плательщик укажет в данных сведениях сумму переплаты страхового взноса и ПФР разнесет их на лицевом счете застрахованного лица (работника плательщика), вернуть переплату в силу п. 22 ст. 26 Закона № 212-ФЗ будет невозможно. Ее можно только зачесть по правилам ст. 26 Закона № 212-ФЗ.

Указанный порядок возврата страховых взносов применяется при возврате пеней и штрафов.

* * *

В заключение отметим, что до января 2010 г. указание в платежных документах неправильного КБК, повлекшее зачисление платежа на другой подвид страхового взноса (например, вместо страховой части трудовой пенсии на накопительную часть), не влекло отрицательных последствий (начисления пени и штрафных санкций). В этом случае арбитражные суды признавали обязанность плательщика по уплате страхового взноса исполненной, поскольку платеж поступал в бюджет ПФР независимо от того, на какой подвид взноса он был зачислен (постановления ФАС Дальневосточного округа от 30.03.2009 № Ф03-1121/2009, Западно-Сибирского округа от 06.05.2010 по делу № А27-24380/2009, Северо-Западного округа от 20.04.2010 по делу № А56-75723/2009, Северо-Кавказского округа от 13.01.2010 по делу № А32-12902/2007-12/239 и Центрального округа от 27.01.2009 по делу № А35-4629/08-С26). В отношении страховых взносов, попавших в разряд невыясненных поступлений, данное правило не распространяется, поскольку до бюджета ПФР они не доходят.

С 2010 г. практика может измениться. В подпункте 4 п. 6 ст. 18 Закона № 212-ФЗ законодатель указал, что обязанность по уплате страхового взноса не считается исполненной, если неправильное указание КБК не позволяет зачислить страховой взнос в бюджет ПФР на соответствующий счет Федерального казначейства. Иными словами, если плательщик перечисляет страховой взнос на накопительную часть трудовой песни, а в платежном поручении указал КБК страхового взноса на страховую часть трудовой пенсии, обязанность по уплате страхового взноса на накопительную часть пенсии будет считаться исполненной, поскольку оба страховых взноса перечисляются на один счет казначейства. А если он укажет КБК страхового взноса, определяемого исходя из стоимости страхового года, обязанность считается неисполненной, поскольку данный страховой взнос перечисляется на другой счет казначейства. Юридическим лицам такие ошибки КБК ничем не грозят, поскольку они уплачивают только страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии, для которых в казначействе открыт единый счет.