Порядок привлечения иностранной рабочей силы

| статьи | печать

Любой хоть сколько-нибудь развитой экономике необходимы иностранные сотрудники — от низкооплачиваемых чернорабочих до инженеров экстра-класса. Внутренний рынок труда в большинстве европейских стран не способен удовлетворить потребность бизнеса во всем спектре необходимых профессий. Россия не исключение. Однако, оформляя иностранца на работу в российскую фирму, сложно не запутаться в разнообразных правилах, ограничениях и бюрократических процедурах, старательно выстроенных на пути к заключению трудового договора с иммигрантом. Как же правильно оформить на работу иностранца?

Чтобы пройти все стадии согласований и разрешений до заключения трудового договора, подготовку к приему на работу иностранного сотрудника необходимо начинать заблаговременно. И хотя согласно последним изменениям в миграционном законодательстве привлечение иностранного высококлассного специалиста можно оформить в упрощенном порядке (о его особенностях будет сказано ниже), рассмотрим процедуру прохождения каждого этапа оформления.

1. Уведомление о потребности в иностранцах

Согласно п. 7 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации», работодатели ежегодно до 1 мая представляют в уполномоченные органы субъектов РФ заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками. Следовательно, чтобы получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников в 2012 г., работодатель должен до 1 мая 2011 г. направить заявку в уполномоченный орган того субъекта Федерации, где будет работать иностранец. Форма и порядок заполнения заявки утверждены приложением № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 13.07.2010 № 514н.

Исключения из столь длительной процедуры возможны при возникновении у работодателя необходимости в привлечении рабочей силы сверх первоначально заявленных на год объемов. В этом случае работодатель до 1 мая года, на который утверждены квоты, обязан подать в региональный уполномоченный орган заявление об увеличении размера определенных на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера квот, а также о связанной с этими изменениями корректировке распределения потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам. То есть если работодатель подал до 1 мая 2011 г. заявление о привлечении в 2012 г. 50 иностранных рабочих, но за год расширил производство и решил привлечь еще 50, он уведомляет об этом региональный уполномоченный орган до 1 мая 2012 г. Форма уведомления утверждена приложением № 2 того же приказа Мин­здравсоцразвития России.

2. Получение разрешения на привлечение иностранцев

В соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России № 2 от 11.01.2008, прежде чем запрашивать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, работодатель должен обратиться в территориальный центр занятости населения. Таким обращением он подтвердит, что пытался восполнить потребность в рабочей силе посредством приема на работу граждан России. Если в течение месяца центр занятости не предложит кандидатуру на замещение вакансии из российских граждан, по запросу Федеральной миграционной службы будет выдано положительное заключение на выдачу разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Как подтвердил ФАС Уральского округа в постановлении от 25.05.2010 № Ф09-3861/10-С1, отсутствие доказательств обращения работодателя в службу занятости с целью привлечения рабочей силы из числа граждан России и доказательств невозможности удовлетворения потребности в рабочей силе в связи с отказом центра занятости является основанием для отклонения ФМС заявки о привлечении иностранных работников.

Порядок выдачи работодателям разрешений на привлечение и использование иностранных работников утвержден постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» (далее — постановление № 681).

Разрешение выдается ФМС или ее территориальными органами при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем регионе.

Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель подает в орган ФМС заявление по форме, утвержденной приложением № 1 к приказу ФМС России от 25.12.2006 № 369. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные в п. 6 порядка, утвержденного постановлением № 681.

Решение о выдаче разрешения орган ФМС принимает в течение 30 дней с даты подачи заявления и документов. Если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы документов, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней с момента подачи документов. Разрешение в десяти­дневный срок со дня принятия решения о его выдаче высылается работодателю по почте или выдается уполномоченному им лицу. Таким образом, с момента подачи документов до момента получения разрешения может пройти до 55 дней.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается по форме, утвержденной приложением № 2 к приказу ФМС России от 25.12.2006 № 369.

Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в течение пяти дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения.

Согласно п. 2 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ) на иностранных высококвалифицированных специалистов (далее — ВКС) не распространяются квоты и работодатель может привлекать их к трудовой деятельности, не определяя заранее потребность в них и не получая разрешение на их привлечение.

Буква закона

  • Согласно п. 29 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации», Минздравсоцразвития России утверждает перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан, на которых квоты не распространяются. В настоящее время такой перечень утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 22.12.2009 № 1010н.
  • Согласно п. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ ВКС признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы и достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в России предполагают получение им заработной платы в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года. Компетентность и уровень квалификации иностранных граждан согласно п. 3 той же статьи работодатель определяет самостоятельно. Для оценки компетентности и уровня квалификации приглашаемого высококвалифицированного специалиста работодатель использует документы и сведения, подтверждающие наличие у данного специалиста профессиональных знаний и навыков, сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей.

3. Направление иностранцу приглашения

Осуществлять трудовую деятельность иностранный гражданин может только при наличии обыкновенной рабочей визы (это правило не распространяется на граждан государств, прибывающих в Россию в безвизовом режиме). Виза выдается иностранцу на основании приглашения.

Чтобы пригласить иностранного гражданина на работу в Россию, организация должна иметь разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (за исключением случая приглашения ВКС). Согласно п. 2 ст. 18 Закона № 115-ФЗ приглашение на въезд иностранного работника выдается ФМС или ее территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем.

Согласно п. 33 Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного приказом ФМС России от 06.06.2008 № 142, при первичном обращении юридического лица в уполномоченное подразделение ФМС России с ходатайством на оформление приглашения проводится постановка на учет данного юридического лица. Для этого необходимо представить:

  • заявление о постановке юридического лица на учет в качестве организации, ходатайствующей об оформлении приглашения;
  • копию документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.


Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающая сторона предоставляет гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в России (п. 5 ст. 16 Закона № 115-ФЗ). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации» подтверждением предоставления гарантий являются гарантийные письма приглашающего работодателя, содержание которых утверждено данным документом.

Согласно п. 6 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2007 № 655 «Об утверждении Правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства», приглашение оформляется в срок, не превышающий 30 дней со дня обращения и представления всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

4. Получение иностранцем визы

Порядок получения визы урегулирован положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы». Как уже отмечалось, иностранному работнику для трудоустройства в России нужна обыкновенная рабочая виза — «О Р» по классификации административного регламента исполнения государственной функции по оформлению, выдаче, продлению срока действия, восстановлению и аннулированию виз иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного приказом МИД России от 20.11.2007 № 19265.

Согласно п. 23 этого административного регламента виза выдается иностранцу в течение 20 рабочих дней после получения консульским учреждением всех необходимых документов. Перечень необходимых для получения визы документов утвержден п. 13 названного административного регламента.

5. Получение иностранцем разрешения на работу

Порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам утвержден постановлением № 681.

Если для иностранного гражданина, прибывшего в Россию на основании визы, разрешение на работу получает работодатель, то иностранец, прибывший в безвизовом режиме, может лично подать в орган миграционной службы документы о выдаче ему разрешения на работу. В первом случае перечень документов для получения разрешения утвержден п. 22 правил выдачи разрешительных документов, утвержденных постановлением № 681, во втором случае — п. 41 этого же документа.

Для получения разрешения в ФМС с приложением указанных документов подается заявление по форме, утвержденной приказом ФМС России от 25.12.2006 № 370 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства».

Решение о выдаче разрешения на работу принимается ФМС в отношении иностранца, прибывшего по визе, в течение 30 дней с даты подачи документов. Если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы документов, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней с момента подачи документов. Орган ФМС обязан в десятидневный срок с даты принятия решения выдать разрешение на работу, а при отказе в выдаче разрешения на работу — проинформировать заявителя в письменной форме с указанием причины отказа.

В отношении иностранца, прибывшего в безвизовом режиме, орган ФМС не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина заявления со всеми необходимыми и надлежаще оформленными документами выдает иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения.

Форма разрешения на работу для иностранцев, прибывших по визе и в безвизовом порядке, утверждена соответственно приложениями № 3 и 4 к приказу ФМС России от 25.12.2006 № 370.

Важность получения разрешения на работу усугубляется тем, что привлечение к трудовой деятельности иностранного работника при отсутствии разрешения или по истечении срока его действия является основанием для наложения на организацию административного штрафа, предусмотренного ст. 18.15 КоАП РФ. Иностранный работник, осуществляющий трудовую деятельность без соответствующего разрешения, также может быть привлечен к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 18.10 КоАП РФ.

6. Заключение трудового договора и направление уведомления о трудоустройстве

После составления надлежащим образом всех разрешительных документов работодатель имеет право оформить с иностранцем трудовые отношения. Согласно ст. 11 ТК РФ на территории России правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства. Таким образом, трудовой договор заключается при соблюдении общих требований ТК РФ.

При этом надо помнить, что исходя из п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. Исключение составляют ВКС, если в их разрешениях указано несколько регионов, посещение которых дозволено.

Согласно подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ работодатель обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней с даты:

  • подачи ходатайства о выдаче иностранцу приглашения;
  • прибытия иностранца к месту работы;
  • получения иностранцем разрешения на работу;
  • заключения с иностранцем трудового договора;
  • приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранцу.


Форма такого уведомления рекомендована письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@ «О размещении примерной формы уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы».

Однако следует учитывать, что обязанность по уведомлению налогового органа работодатель должен исполнять только в отношении прибывших иностранных граждан в порядке, требующем получения визы. На это указал ВАС в постановлении от 02.02.2010 № 11773/09. Кроме того, в отношении ВКС в соответствии с п. 16 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ существует требование лишь о постановке на налоговый учет в течение 30 дней с момента получения разрешения на работу. Но в отношении ВКС согласно п. 13 этой же статьи работодатель должен ежеквартально уведомлять ФМС об исполнении обязательств по выплате зарплаты, а также о случаях расторжения трудовых договоров и предоставления им отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Иностранные граждане, прибывающие в Россию, обязаны встать на миграционный учет. Организация как принимающая сторона уведомляет о прибытии иностранца органу ФМС по месту нахождения иностранца. Форма уведомления утверждена постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Подтверждением выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, служит отметка ФМС в отрывной части бланка уведомления. Организация уведомляет ФМС и об убытии иностранца из места пребывания не позднее чем через два дня с даты убытия.

Несоблюдение требований об уведомлении грозит серьезными санкциями. Например, в соответствии с п. 17 правил, утвержденных постановлением № 681, действие разрешения на привлечение иностранных работников может быть приостановлено, если работодатель:

  • не уведомил в трехдневный срок орган ФМС о месте временного пребывания иностранного работника;
  • не уведомил в течение десяти рабочих дней орган ФНС о прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания, либо получении им разрешения на работу, либо заключении с ним нового трудового или гражданско-правового договора, либо аннулировании его разрешения на работу;
  • не направил в трехдневный срок в орган ФМС информацию о досрочном расторжении трудового договора с иностранцем;
  • не уведомил в трехдневный срок органы ФМС, МВД и ФСБ о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

К сведению

Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство» установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Беларуси в России и граждан России в Беларуси не применяется. Документы, выданные в Беларуси  и России для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации. Граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность гражданина государства выезда на территории государства трудоустройства регулируется на основе трудового договора в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства.