Россия опять отстает от лидеров

| статьи | печать

Россия задержалась на старте мировой гонки к энергоэффективному будущему. Промедление чревато еще большим отставанием от стран с развитыми экономиками. Почти год прошел после принятия Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, а его нормы и для бизнеса, и для населения остаются красивыми лозунгами.

Год минул, а мы еще на старте

Принято менее половины подзаконных актов из предусмотренных Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее — Закон об энергосбережении), которые призваны раскрыть и детализировать его положения. К 1 августа каждый субъект Федерации должен был иметь собственную программу энергосбережения. Однако она имеется не во всех регионах. В результате до сих пор нет единой государственной программы. Более того, правительство пересмотрело утвержденный год назад целевой показатель энергоемкости ВВП. Уровень энергоэффективности российской экономики намечалось поднять на 15% к 2012 г. Теперь решено сохранить его на уровне предкризисного 2008 г.

Между тем на производство единицы промышленной продукции мы тратим энергии почти в четыре раза больше, чем в развитых странах. Это повышает себестоимость выпускаемого продукта и снижает его конкурентоспособность.

Удельный расход энергии на отопление 1 кв. м жилых помещений в России в 1,5 раза больше, чем в странах ЕС. Как следствие — почти четверть расходов региональных и местных бюджетов приходится на коммунальные платежи. Расходы консолидированного бюджета РФ за последние девять лет возросли в шесть раз — с 200 млрд руб. в 2000 г. до 1,3 трлн руб. в 2009-м.

В целом энергоемкость российского ВВП в 2,5 раза превышает среднемировой уровень.

Отсутствие энергоэффективной политики не позволяет снижать степень загрязнения окружающей среды. Ущерб здоровью россиян от экологического неблагополучия в отдельных субъектах РФ оценивается до 8% ВВП.

Бизнес-сообщество считает, что государство могло бы мотивировать хозяйствующие субъекты не только повышая тарифы, но и стимулируя производителей и потребителей, внедряющих новые технологии, и создавая благоприятные условия для инвестиций в энергосбережение. В частности, возможны субсидирование процентных ставок по кредитам, льготная амортизация, снижение ставки по налогу на имущество. Но по-прежнему две трети российских предприятий, по экспертным оценкам, испытывают нехватку средств для реализации энергосберегающих проектов, а банки не могут предложить приемлемые условия кредитования. Бизнес плохо информирован о лучших практиках энергосбережения.

Сказал «а» — говори «б»

Задержка на старте может перекрыть путь к инновационному развитию страны. России снова придется много лет мириться с ролью грязного сырьевого придатка динамичной и чистой мировой экономики.

Бизнес предлагает власти меры, призванные начать движение по дистанции, пусть вдогонку за стремительно убегающими лидерами. В частности, комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности считает необходимым создать в отдельных российских регионах пилотные центры лучших практик энергосбережения, в которых следует организовать демонстрацию современных технологий, оборудования и передовой экономики в сфере энерго- и ресурсосбережения. В качестве возможных территорий названы Республика Татарстан и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, где не первый год нарабатывается передовая практика энергоэффективной экономики.

РСПП провел опрос своих членов — крупных работодателей о степени влияния Закона об энергосбережении на их деятельность и об их видении форм государственно-частного партнерства в реализации закона. Выяснилось, что бизнес готов участвовать в софинансировании программ энергосбережения. 44% опрошенных высказались за принцип «половина на половину»: государство — 50% и частный капитал — 50%. Причем 12% руководителей крупных компаний считают, что даже 25% привлеченных бюджетных средств — достаточная поддержка со стороны государства.

Социологические исследования среди населения показали, что граждане тоже не заинтересованы в энергосбережении: для кого-то это слишком мелкие проблемы, чтобы придавать им значение, для кого-то — последнее социальное благо, поэтому экономить на свете и тепле они не намерены.

Обобщенные предложения бизнеса по актуализации энергоэффективности экономики сформулированы на октябрьском заседании правления РСПП с участием представителей федеральных министерств и ведомств. По мнению членов правления, принятие их предложений способно мотивировать бизнес и активизировать население, называющее Закон об энергосбережении законом расставания с лампочками Ильича.

Комментарий

Виталий Бушуев,
генеральный директор Института
энергетической стратегии

Энергоэффективность — это отношение результата к затратам. Поэтому главное для России — не снижение затрат, хотя и это важно, а повышение результата от использования энергоресурсов. В структуре производственных затрат любого российского промышленного предприятия стоимость энергии составляет от 3 до 5%. Даже в таких энергоемких отраслях, как нефтехимия, металлургия, это только 10—12%. И кто будет специально заниматься снижением издержек? Мало кто.

Валентин Иванов,
председатель подкомитета
по энергоэффективности и возобновляемой
энергетике комитета РСПП по энергетической политике

Сегодня те, кто хочет разрабатывать серьезные программы по энергоэффективности, выражают тревогу. Что системно делается в России? Кроме заклинания, что закон принят, мы пока ничего сказать не можем. В стране должна проводиться какая-то системная работа.

Вагит Алекперов,
президент компании «ЛУКОЙЛ»

Ключевую роль в снижении энергоемкости российской экономики должны играть меры стимулирующего характера, которые сделают проекты по энергосбережению инвестиционно привлекательными. Все усилия по снижению энергоемкости могут оказаться тщетными, если мы не будем развивать конкуренцию.