«Транснефть» мечтает о монополизме

| статьи | печать

Федеральная антимонопольная служба получила ходатайство в рамках сделки по приобретению «Транснефтью» и «Суммой Капитал» 50,1% акций крупнейшей российской стивидорной компании ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП). В свою очередь ОАО «НМТП» подало в антимонопольное ведомство ходатайство на приобретение долей в ООО «Приморский торговый порт» (ПТП).

В России закрутилась многоходовая коммерческая карусель, конечной целью которой является создание монополиста в сфере транспортировки на экспорт нефти. «Транснефть», единолично управляющая нефтяным трубопроводным транспортом, намерена прибрать к рукам и перевалку черного золота через портовые терминалы Новороссийска и Приморска в Ленинградской области. Эти два морских порта в прошлом году отправили на экспорт 140 млн т нефти, что составило более 90% суммарного объема экспортной перевалки наливных грузов морским путем. В текущем году объемы возрастут еще на 10—15 млн т.

Все началось с того, что ранее ОАО «НМТП» объявило о начале подготовки сделки по приобретению 100-процентной доли в уставном капитале ООО «ПТП». Согласованным условием сделки по приобретению 100% Приморского порта признается продажа контрольного пакета акций ОАО «НМТП» новым владельцам Приморского порта — государственной компании «Транснефть» и инвестиционной группе «Сумма Капитал».

Сделка, судя по всему, сложно структурирована, поэтому о финансовой составляющей участники данного процесса пока ничего не сообщают.

Как отметили в пресс-службе Минтранса России, объединение мощностей Новороссийского и Приморского портов позволит создать крупнейшую в России стивидорную компанию по транспортировке экспортной нефти по трубам и морским путем.

В ФАС России считают, что в соответствии с действующим законодательством данная сделка должна быть одобрена советом директоров и общим собранием акционеров ОАО «НМТП». Приобретение долей в уставном капитале ООО «ПТП» должно быть одобрено ФАС России и Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Проведение сделки по приобретению контрольного пакета ОАО «НМТП» также потребует согласования со стороны государственных регуляторов.

Как говорит замминистра транспорта РФ Виктор Олерский, ОАО «НМТП» не превратится в транспортный придаток «Транснефти». Последней логично иметь доли в крупнейших портах по нефтеперевалке. «Если кому-то платить деньги за перевалку, то лучше себе», — заметил замминистра.

Аналитики напоминают, что сотрудничество ОАО «АК „Транснефть“» и «Суммы Капитал» началось в 2001 г., когда государственная компания построила первые два причала Приморского порта на земле, ранее купленной Зиявудином Магомедовым под новый порт на Балтийском море. Для обслуживания и эксплуатации причалов Приморского порта «Транснефти» потребовался партнер, поскольку портовая деятельность никогда не была для нее профильной. Таким партнером стала «Сумма Капитал», вместе с которой была создана высокотехнологичная, сертифицированная по международным стандартам стивидорная компания.

Став конечной точкой Балтийской трубопроводной системы, ПТП увеличил объемы перевалки нефти на экспорт до 80 млн т в 2009 г., значительная часть которой раньше уходила в порты стран Балтии, Финляндии и Украины. Нефть по БТС поставляется из Западной Сибири, Урала, Поволжья и Тимано-Печоры.

На сегодняшний день ПТП — крупнейший порт по объемам перевалки нефти в России, а также самый современный и экологически безопасный порт на Балтике.

Если судить по озвученным планам, «Транснефти» одной нефти мало. Компания намерена через порты организовать и перевалку на экспорт нефтепродуктов. В Приморском порту ведутся работы по строительству бункеровочной базы на территории порта, которая позволит одновременно с погрузкой нефти заправлять танкеры с причала. Это существенно сократит время, которое нефтеналивные танкеры будут тратить на заход в порт. Строительство бункеровочной базы завершится в декабре 2010 г.

В III квартале 2010 г. ПТП начал перевалку нефтепродуктов, поставляемых через трубопровод, на причалах 8 и 9, арендованных у дочерней компании «Транснефти». Ожидается, что в 2011 г. объем перевалки через эти причалы составит 7 млн т нефтепродуктов.

ООО «ПТП» планирует с 2012 г. начать перевалку нефтепродуктов, поставляемых по железной дороге. Предполагается, что объем перевалки таких грузов к 2015 г. достигнет 28 млн т.

Аналитики отмечают, что за всеми этими крупными проектами просматривается твердая рука федеральных органов власти.

 

К сведению

Группа «НМТП» — крупнейший российский портовый оператор. Акции НМТП котируются на российских биржах РТС и ММВБ, а также на Лондонской фондовой бирже в форме глобальных депозитарных расписок. Грузооборот НМТП в 2009 г. составил 86,5 млн т, в том числе около 60 млн т нефти. Консолидированная выручка группы за 2009 г. по МСФО составила 675,1 млн долл., чистая прибыль — 252,2 млн долл.

Грузооборот ПТП в 2009 г. составил 80 млн т нефти, мощности терминала способны перерабатывать 100 млн т.

 

Источник: Минтранс России