Беременных можно принимать на работу

| статьи | печать

Федеральный арбитражный суд отказал в иске территориальному отделению Фонда социального страхования РФ, пытавшемуся отказаться выплачивать беременной работнице положенные пособия. В трех судебных инстанциях отделение пыталось доказать, что беременных принимать на работу нельзя. Но все три суда указали на неправомерность подобных заявлений.

Хочется верить, что постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 10.09.2010 по делу № А27-1813/2010 поставлена точка в споре между Кузбасским региональным отделением ФСС России (филиал № 10) и обществом с ограниченной ответственностью, которое отстаивало право своей сотрудницы на пособие по беременности и родам.

ФСС утверждал, что, требуя от него выплатить сотруднице пособие, ООО злоупотребляло своим правом. ФСС полагал, что фирма-страхователь нарушила требования п. 1 и 3 ст. 10 ГК РФ. Именно так, по его мнению, можно квалифицировать требование выплатить страховое обеспечение при наступлении страхового случая. Беременность новой сотрудницы была названа созданием искусственной ситуации для получения средств ФСС, что, в свою очередь, исключает возможность финансирования затрат страхователя на пособие по беременности и родам.

Столь творческая интерпретация ФСС своих прав и обязанностей могла бы стать забавной, если бы не легла в основу трех судебных разбирательств.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 05.05.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010, были поддержаны интересы работницы. Однако ФСС решил отстаивать свою позицию в ФАС. А еще до начала тяжбы, сразу после обращения ООО в ФСС с заявлением о возмещении расходов на выплату пособия по беременности и родам сотруднице, была проведена камеральная проверка.

По результатам проверки было принято решение отказать в выделении фирме средств на возмещение расходов страхователя в сумме 96553,8 руб. Основанием для отказа послужил вывод, что заключение трудового договора с беременной сотрудницей, а тем более выплата ей заработной платы и премии общей суммой 20 690 руб. нецелесообразны и экономически необоснованны. Действия работодателя, по мнению ФСС, были направлены исключительно на умышленное создание условий для получения страхового возмещения по выплате пособия по беременности и родам.

Поддерживая интересы беременной работницы, все три судебные инстанции указывали на одни и те же обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии правового основания для отказа в финансировании пособия. В обоснование своей позиции суды приводили следующие доводы.

В статье 6 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон № 165-ФЗ) сказано, что организации любой организационно-правовой формы признаются страхователями по обязательному социальному страхованию. Среди застрахованных лиц в этом же законе названы работники таких организаций. Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу считается наступление документально подтвержденного страхового случая (ст. 22 Закона № 165-ФЗ). Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются видами страхового обеспечения. Это определено в подп. 7, 8 и 10 п. 2 ст. 8 Закона № 165-ФЗ.

В Федеральном законе от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком признаются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств ФСС.

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». Из пунктов 1 и 2 ст. 2 этого закона следует, что право на пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию, то есть работники организации, уплачивающей взносы в ФСС.

На основании комплексного анализа приведенных норм суды пришли к следующему выводу. ООО, которое состоит на учете в качестве страхователя в отделении ФСС и уплачивает взносы на социальное страхование, при выплате пособия по беременности и родам своему работнику вправе претендовать на возмещение расходов из средств ФСС.

Кроме того, суды прямо указали на необоснованность утверждения ФСС о создании в фирме искусственной ситуации, направленной на неправомерное получение средств социального страхования. Аргументы такие: трудовые отношения между работодателем и беременной сотрудницей были оформлены трудовым договором, факт наступления страхового случая и факт выплаты работодателем пособия застрахованному лицу не оспаривался, о неверном начислении рассматриваемого пособия или неуплате обществом отчислений по социальному страхованию также заявлено не было.

Суды отметили, что с учетом положений ст. 64 ТК РФ (согласно которой работодатель обязан заключить трудовой договор с работником, если деловые качества последнего соответствуют требованиям, предъявляемым к кандидату) беременность не может служить основанием для отказа в заключении трудового договора. ФСС не представил и доказательств завышения установленной для беременной сотрудницы заработной платы исходя из предусмотренных штатным расписанием окладов либо по результатам сравнения с должностными окладами иных работников согласно ведомостям начисления зарплаты. Не были представлены и доказательства неисполнения сотрудницей определенной работы, за которую она была премирована. Все это противоречит утверждениям ФСС о необоснованности страховых сумм, выплаченных работодателем сотруднице и теперь подлежащих возмещению из средств ФСС.

Отрадно, что правовая позиция всех трех судебных инстанций сформулирована в данном деле однозначно. Но нельзя назвать работающей систему социального обеспечения, если для получения мизерных выплат из нее гражданин вынужден обращаться в суд и доходить до кассации.

К сведению

В статье 255 ТК РФ сказано, что женщинам по их заявлению и на основании подтверждающего беременность листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию.

Размер пособия по беременности и родам установлен в ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» — 100% среднего заработка женщины. В него включаются все виды выплат работнику, с сумм которых работодатель уплачивает социальные страховые взносы.

Размер среднего заработка определяется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (утверждено постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375). Согласно п. 15 Положения для исчисления пособия используется средний дневной заработок. Он определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период. В пункте 10 Положения предусмотрено, что если застрахованное лицо не имело заработка в течение последнего года работы у данного страхователя, предшествовавшего месяцу наступления временной нетрудоспособности, то средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

Из этого следует, что в рассматриваемом случае пособие рассчитывается так: 20 690 руб. : 30 х 140  = 96 553 руб. Возмещения именно этой суммы добивался работодатель.