Переформирование как основание для увольнения

| статьи | печать

Верховный суд РФ признал, что работники расформированной и вновь сформированной военной части могли быть на законном основании уволены по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией войсковой части.

Определением Верховного суда РФ от 06.08.2010 № 14-Г10-32 бывшей сотруднице авиационно-технической базы отказано в удовлетворении иска к Министерству обороны РФ о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, а также положенного ей по итогам года единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение обязанностей.

Поводом для судебного спора послужили следующие обстоятельства.

В результате расформирования войсковой части (авиационно-технической базы), в которой работала истица, создана новая войсковая часть (гвардейская авиационная база) с присвоением ей такого же условного наименования. По мнению истицы, войсковая часть фактически переформирована в гвардейскую авиационную базу, а не ликвидирована. Во вновь образованной войсковой части предусмотрена должность, занимаемая истицей до увольнения.

Суд установил, что по инициативе командования часть персонала с их согласия была уволена и в порядке перевода трудоустроена на новой авиационной базе.

Однако несмотря на это Верховный суд РФ счел, что оснований говорить о переформировании военной базы нет.

Обосновывая свое решение, он указал, что согласно ст. 11.1 Федерального закона от 31.05.96 № 61-ФЗ «Об обороне» воинская часть Вооруженных сил Российской Федерации может являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения. Решение о создании в качестве юридического лица воинской части Вооруженных сил Российской Федерации, а также о реорганизации или ликвидации указанного юридического лица принимается министром обороны Российской Федерации.

О факте ликвидации авиационно-технической базы, где работала истица, свидетельствует в том числе ликвидационный акт расформирования авиационно-технической базы, утвержденный командиром базы, что служит достаточным доказательством факта ликвидации.

Само решение о ликвидации (расформировании) авиационно-технической базы было принято в порядке, установленном Федеральным законом от 31.05.96 № 61-ФЗ.

Воинская часть была расформирована во исполнение директив министра обороны РФ от 19.01.2009 № Д-011 и от 04.07.2009 № Д-4, директивы Генерального штаба Вооруженных сил РФ от 24.01.2009 № 314/4/076, а также приказа командующего 1-го командования ВВС и ПВО от 15.07.2009 № 043.

Имущество и материальные средства войсковой части на основании директив Министерства обороны РФ и других актов вышестоящего командования в процессе расформирования переданы другим частям, в том числе вновь созданной гвардейской авиационной базе, что действующему законодательству не противоречит и о факте реорганизации воинской части не свидетельствует.

Таким образом, по мнению Верховного суда РФ истица была уволена в строгом соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, согласно которой работодатель может расторгнуть трудовой договор при ликвидации организации.

Очевидно, особенности работы военного ведомства и особенности жизненной философии его управленческого состава обуславливают необходимость нетривиальной интерпретации правовых норм применительно к отношениям, возникающим в армейской среде.

Однако распространение такого подхода на все случаи ликвидации юридических лиц будет способствовать заметному ущемлению прав работников при расторжении трудового договора.

 

обратите внимание

В пункте 28 постановление Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» подчеркивается, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации, является действительное прекращение деятельности организации.

Основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ может служить только решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст. 61 ГК РФ).