Новая философия освоения Сибири

| статьи | печать

В ближайшие годы предстоит новый этап освоения природных богатств Сибири, который предполагает рывок в социально-экономическом развитии этого уникального региона. Однако цели, намеченные в правительственной Стратегии развития Сибири, останутся лишь красивыми словами, подчеркивали участники Байкальского экономического форума, если власти не создадут благоприятную среду для бизнеса и комфортные условия для жизни людей.

Стратегия развития Сибири до 2020 г. ставит целью подтянуть основные показатели развития богатейшего природными ресурсами, но бедного числом людей региона до средних по России значений. Надо обеспечить опережающие (по сравнению с другими областями) темпы социально-экономического развития 12 субъектов РФ. Речь идет об Алтае, Бурятии, Тыве, Хакасии, Алтайском, Забайкальском и Красноярском краях, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях.

На первом этапе (к 2016 г.) предполагается достичь годовых темпов прироста валового регионального продукта порядка 5—5,3%, инвестиций — 9—12, зарплаты и душевых доходов населения — 5,1—5,5%.

К 2021 г. планируется провести модернизацию экономики на инновационной основе, завершить реализацию основных проектов транспортного и энергетического строительства, крупных ресурсных проектов, добиться создания комфортной среды жизнедеятельности населения.

По сравнению с 2008 г. валовой региональный продукт должен увеличиться в 1,6 раза, промышленное производство — в 1,45—1,55 раза, инвестиции — в 2,3 раза, зарплата и среднедушевые доходы — почти в 1,8 раза. Доля инвестиций в валовом региональном продукте Сибири будет составлять не менее 30%.

Число сибиряков должно возрасти на 600 000—800 000 человек. Предстоит сформировать опорную систему поселений, которые обеспечат национальную безопасность страны на юго-востоке.

Для реализации Стратегии правительство планирует реализовать ряд проектов развития транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Сибири.

Развитие железнодорожного транспорта предполагает строительство скоростной трассы Барнаул — Бийск протяженностью 147 км, железнодорожных направлений Усть-Кут — Иркутск и Нарын — Лугокан, обеспечивающих освоение минерально-сырьевой базы Сибири. Особое внимание будет уделено развитию БАМа, а для усиления пропускной способности Транссиба предстоит построить железнодорожные обходы Новосибирска, Омска, Томска, Читы и Иркутска.

Воплощение в жизнь инвестиционных проектов энергетической инфраструктуры позволит объединить энергосистемы Сибири и Дальнего Востока за счет сооружения Богучанской ГЭС и третьего энергоблока Харанорской ГРЭС. Чтобы устранить дефицит энергии в Омской области, в регионе планируется возвести ТЭЦ-6. В Красноярске, который сейчас закрыт для подключения новых потребителей энергии, предусматривается строительство нового энергоблока Красноярской ТЭЦ-3 и сопутствующих линий электропередачи.

Совершенствование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры предполагает расширить пропускную способность магистральных, зоновых и местных сетей связи за счет строительства волоконно-оптических и цифровых радиорелейных линий связи. Региону предстоит полностью перевести телефонные сети на цифровой формат и расширить зоны покрытия подвижной радиотелефонной связью.

Для реализации инфраструктурных проектов кабинет министров намерен активно использовать средства федерального бюджета и деньги региональных властей. Объем только последнего пула инвестиционных проектов, одобренных совсем недавно Экспертным советом по региональной инвестиционной политике Минрегиона, составляет порядка 100 млрд руб.

…и «Старый Арбат в Сибири»

Высокие цели Стратегии развития Сибири, безусловно, заслуживают одобрения, уверены участники VI Байкальского форума, но реальности пока оставляют желать лучшего.

В Сибири сформировалась неблагоприятная институциональная среда для бизнеса, создающая условия для вывоза капитала в европейскую часть страны и за границу. По своим масштабам размеры вывоза капитала сопоставимы с валовым региональным продуктом Сибири!

Между тем главным препятствием экономического роста во многих сибирских регионах является именно острый дефицит финансовых ресурсов, который резко усилился в последнее время из-за мирового финансового кризиса.

Численность населения в Сибирском федеральном округе ежегодно сокращается, поскольку измученные бытовой неустроенностью местные жители расстаются с гордым званием сибиряка и переселяются в европейскую часть России.

Сегодня нам необходима новая философия градостроительства в Сибири, убежден заместитель министра регионального развития Юрий Осинцев. Наши восточные соседи, в первую очередь Китай и Южная Корея, развиваются стремительными темпами. Причем качество жизни людей в этих странах постоянно повышается.

Чтобы успешно конкурировать с соседними государствами, вступившими на инновационный путь развития, России нужно формировать современную среду обитания для своих граждан. При разработке территориальных планов развития обязательным элементом их содержания должны стать объекты социальной инфраструктуры — школы, детские сады, больницы, торговые центры и проч. — в объемах, соответствующих нормам развитых государств.

В планах территориального развития необходимо заранее предусматривать расположение объектов малого и среднего бизнеса, нацеленных на обслуживание местных граждан, считает директор фонда «Центр стратегических разработок „Северо-Запад“» Владимир Княгинин. Формирование пространственного облика городов с учетом расположения только крупных торговых центров априори ставит в неравное положение крупный и малый бизнес.

Кроме того, для закрепления сибиряков в местах проживания важно создавать неповторимый облик сибирских городов, своего рода «Старый Арбат в Сибири». Это позволит уйти от унылого ландшафта типового строительства, сформировать эмоциональную привязанность местных жителей к своей малой родине и желание остаться здесь навсегда.

Успешным примером формирования милого сердцу облика малой родины президент Союза архитекторов России Андрей Боков считает реконструкцию исторического центра Иркутска: «Впервые за многие годы губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев с гордостью показывает живой кусочек истории своего города. Это доказывает, сколь привлекательной может быть традиционная городская среда, сколь комфортным может быть проживание в деревянных домах».

Член Совета Федерации Светлана Орлова уверена, чтобы перейти от слов к делу и на практике сформировать благоприятную среду обитания для сибиряков, необходимо усовершенствовать процедуры территориального планирования, формирования генеральных планов развития городов. Здесь также нужно исключить возможность необоснованного закрепления земель за различными государственными ведомствами, которое препятствует цивилизованному развитию городов и поселений.

Нам предстоит внести ряд существенных изменений в действующее законодательство, прежде всего в Градостроительный и Земельный кодексы, отметила С. Орлова. Она предложила уже в ближайшее время провести совместно с депутатами Государственной думы парламентские слушания на эту тему и затем выступить с конкретными законодательными инициативами.

Динамика основных индикаторов развития Сибири

Показатели

2008 г.

2010 г.

2015 г.

2020 г.

Душевой валовой региональный продукт, тыс. руб. на человека

190,6

187,3

241,9

297

Удельные инвестиции, тыс. руб. на человека

45,8

41,4

69,9

103,5

Доля инвестиций в ВРП, коп. на руб.

24

22,1

28,9

34,9

Производительность труда, тыс. руб. на человека

410,4

402,1

555,1

738,2

Средняя зарплата, тыс. руб. на человека

15,4

16,3

21,5

27,7

Источник: Минрегион России

Целевые индикаторы развития инновационной системы Сибири

Показатели

2008 г.

2010 г.

2011 г.

2015 г.

2020 г.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел.

53 956

55 100

57 300

59 000

61 000

Доля молодых ученых до 39 лет, % от общего количества ученых

12

14

15

22

27

Число международных исследовательских центров на территории Сибири, ед.

12

13

13

15

20—23

Доля научных журналов с международным рейтингом, % от общего числа аналогичных журналов в Российской Федерации

2

2

2

5

7

Количество патентов на изобретения, штук

2163

2500

2700

3600

4200

Количество созданных передовых производственных технологий

93

115

138

200

340

Внешнеторговый оборот (экспорт и импорт технологий и услуг технического характера), % от показателя по Российской Федерации

5,7

7

8,3

9

12

Удельный вес научно-исследовательских организаций и вузов, имеющих доступ к сети Интернет по выделенным каналам связи, % от общего количества научно-исследовательских организаций и вузов

58

62

75

90

100

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, % от общего количества организаций

7,7

9—10

11

12—15

20—25

Численность студентов на 10 000 населения

488

490

494

496

520

Индекс развития человеческого потенциала

0,745

0,758

0,76

0,781

0,885

Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров и оказанных услуг, %

2,1

3—4

5

8

10—15

Доля затрат на НИОКР в общем объеме отгруженной продукции промышленности, %

менее 1

1

1,5

2

2—4

Доля высокотехнологичного сектора в валовом региональном продукте, %

2—5

7—8

9

10—13

14—17

Источник: Минрегион России