«Малышей» продолжают проверять внепланово

| статьи | печать

Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России подвел первые итоги реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Как выяснили чиновники, за три квартала — с июля 2009 г. по март 2010 г. — федеральные органы исполнительной власти провели порядка 1,6 млн проверок, что соответствует уровню 2,1 млн проверок в год. Основным объектом контроля стали представители малого бизнеса, на долю которых пришлось более половины общего числа проведенных проверок.

Как отмечается в аналитическом докладе Минэкономразвития, по сравнению с III кварталом 2009 г. в I квартале 2010 г. произошло общее снижение количества проверок в среднем на 32%. Однако число визитов инспекторов на предприятия по-прежнему остается высоким. Чаще всего с ревизией в компании являлись представители МЧС России (514 000), Роспотребнадзора (285 000), Ростехнадзора (190 000), ФМС России (145 000) и Роструда (143 000). На долю этих пяти ведомств пришлось почти 80% проверок.

Как подсчитали в Минэкономразвития, основное административное бремя при проведении проверок ложится на предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ) и организации бюджетного сектора. Так, в отношении малых предприятий федеральные органы исполнительной власти провели 880 000 проверок, что составляет около 54% их общего числа.

По данным экономического ведомства, для некоторых федеральных органов наблюдается аномально высокая доля проверок, приходящаяся на предприятия МСБ. Особое внимание небольшим компаниям уделяли контролеры ФМС России — более 96% проверок, Ростехрегулирования — 87%, Россельхознадзора — 75% и Ространснадзора — 71% проверок.

Второе место после «малышей» в рейтинге объектов пристального внимания федеральных инстанций заняли бюджетные организации. За три квартала контролеры провели 476 000 проверок бюджетников. Это около 29% их общего числа. «Таким образом, порядка 3/4 всех проведенных проверок приходится на проверки предприятий малого бизнеса и проверки бюджетных организаций», — резюмировали в Минэкономразвития.

Ревизоры обходят прокуратуру

Анализируя контрольно-надзорную практику, сотрудники Минэкономразвития особое внимание уделили вопросу согласования внеплановых проверок с прокуратурой. Напомним, что с 1 мая 2009 г. вступили в силу поправки в законодательство, запрещающие большинству инстанций проводить внеплановые проверки без согласования с местной прокуратурой.

Как оказалось, за девять месяцев федеральные ведомства провели 760 000 внеплановых проверок, что составляет 47% их общего числа. В Минэкономразвития удивились такому соотношению, ведь предполагалось, что с вступлением в силу нововведений число внеплановых визитов ревизоров к предпринимателям значительно уменьшится.

По данным Генпрокуратуры, в 2009 г. сотрудники надзорного ведомства рассмотрели 37 700 обращений контролирующих органов федерального, регионального и муниципального уровней о согласовании проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. Наибольшее количество таких заявлений поступило в органы прокуратуры Центрального федерального округа — более 8700 (24%) и Приволжского федерального округа — около 8000 (22%).

За I квартал 2010 г. органы прокуратуры рассмотрели 10 638 обращений, из них 8510 — от федеральных органов исполнительной власти. Почти поло­вина (47%) обращений федеральных инстанций сотрудники надзорного ведомства решили отклонить из-за отсутст­вия правовых оснований для про­ведения внеплановой проверки.

Для некоторых федеральных органов исполнительной власти доля отказов выше среднего показателя. В I квартале 2010 г. прокуроры чаще всего отклоняли обращения таких федеральных органов исполнительной власти, как Росреестр (78% обращений), Ростехнадзор (72%), Ространснадзор (57%), Росздравнадзор (57%), МЧС России (57%). Наименьшее количество отклоненных обращений у ФМС России (28%), Роспотребнадзора (30%) и ФМБА России (35%).

Самая распространенная причина для отказа в согласовании обращения о проведении внеплановой проверки — отсутствие оснований (60% отказов). Также популярными причинами для отказа в согласовании обращения являются несоблюдение требований к оформлению решения контрольного органа о проведении внеплановой выездной проверки (24% случаев отказа) и отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проверки (10%).

По данным Генпрокуратуры, в I квартале 2010 г. сотрудники надзорного ведомства согласовали проведение 5363 проверок. В то же время, по информации Минэкономразвития, за этот период только федеральные чиновники провели 117 021 внеплановую проверку предприятий малого и среднего бизнеса. Таким образом, фактически доля согласованных проверок за I квартал 2010 г. составляет 3,8%.

Данный показатель за предыдущие два квартала несколько меньше — 2,3%. Всего за III и IV кварталы 2009 г. органы прокуратуры согласовали 19 147 проверок субъектов малого бизнеса, в том числе 14 665 проверок по обращениям федеральных чиновников.

В экономическом ведомстве уверены, что темпы сокращения доли несогласованных проверок должны быть гораздо выше. «Столь низкий уровень согласований не может объясняться тем, что в соответствии с Законом № 294-ФЗ не все выездные проверки предприятий малого бизнеса подлежат согласованию с органами прокуратуры, и свидетельствует о неисполнении ответственными должностными лицами федеральных органов исполнительной власти требований Закона № 294-ФЗ», — уверены в Минэкономразвития.

Интересно, что, по данным Генпрокуратуры, проверки предприятий, по которым не требовалось в силу закона согласование их проведения, являются неэффективными. Практически в 50% случаев контролеры не выявляли нарушений законодательства. При этом из согласованных прокурорами внеплановых проверок меры реагирования не принимались только в 10% случаев.

Предпринимателей спасает знание закона

Чиновники разочарованы тем, что ситуация с направлением согласований за I квартал 2010 г. практически не улучшилась по сравнению с 2009 г. Еще один тревожный фактор: в I квартале 2010 г. от контрольно-надзорных органов всех субъектов РФ поступило на согласование 1965 обращений, а от всех контрольно-надзорных органов местного самоуправления лишь 163, что является незначительной долей от проводимых ими выездных проверок предприятий МСБ.

На бумаге запрет на внеплановые визиты, вступивший в силу в мае прошлого года, не коснулся налоговой инспекции, органов валютного и банковского контроля. Как показывает практика, его игнорируют большинство ревизоров. Основная причина — проверяемые лица не знают о своих правах и не пользуются ими. Чтобы устранить этот пробел, Минэкономразвития предложило провести разъяснительную кампанию с использованием средств массовой информации, направленную на повышение уровня юридической грамотности субъектов малого предпринимательства. «Данная проблема становится актуальной в связи с тем, что при согласовании с органами прокуратуры большинство обращений федеральных органов исполнительной власти отклоняются», — подчеркнули в экономическом ведомстве.

Представители бизнеса согласны, что сегодня многое зависит от грамотности предпринимателей. По словам Владислава Корочкина, вице-президента «ОПОРЫ России», тех, кто привык к безропотному подчинению контролерам, проверяют так же, как раньше. Если предприниматель знает изменения законодательства, то и ревизорам приходится следовать новым правилам. По словам председателя общественной организации «Деловая Россия» Бориса Титова, знание норм права спасает не всегда: ревизоры нашли лазейки в законодательстве и активно ими пользуются. Например, проводят проверку без согласования с прокуратурой, если поступило обращение от граждан, права которых нарушены.

Количество проверок в III—IV кварталах 2009 г. и I квартале 2010 г., шт.

Квартал

Плановые

Внеплановые

Всего

В том числе
субъектов МСБ

Всего

В том числе
субъектов МСБ

III кв. 2009 г.

328 556

178 229

266 753

124 012

IV кв. 2009 г.

321 097

187 173

291 702

147 116

I кв. 2010 г.

204 115

124 404

201 764

118 748

Источник: Минэкономразвития России

Федеральные органы власти — лидеры по числу проведенных проверок в III—IV кварталах 2009 г., I квартале 2010 г.

Федеральные
органы

Проверки, шт.

Всего

В том числе
субъектов МСБ

МЧС

541 042

226 656

Роспотребнадзор

284 911

142 180

ФМС России

145 568

140 652

Ростехнадзор

189 964

92 944

Роструд

142 752

74 645

Россельхознадзор

71 744

54 397

Росреестр

69 924

43 921

Ространснадзор

61 252

43 635

Источник: Минэкономразвития России