Две ловушки для российского бюджета

| статьи | печать

Аналитики Bank of America Merrill Lynch подготовили отчет о состоянии и перспективах российской экономики. Они считают, что правительство России при проектировании бюджета не учитывает двух важных факторов риска.

Во-первых, если вычесть из бюджета доходы от экспорта нефти, его дефицит будет исчисляться двузначными числами. Проект бюджета, по мнению аналитиков, искажает подлинное состояние здоровья государственных финансов. Высокие цены на нефть позволяют увеличивать расходы, но они также усложняют управление на макроэкономическом уровне и порождают зависимость от волатильного и ненадежного источника доходов. Лучшим индикатором реального положения дел является структурный дефицит бюджета без учета нефтяных поступлений (non-oil structural deficit, NOSD).

Этот показатель в России постоянно рос с достаточно умеренного уровня в начале века до 10,7% ВВП в 2009 г. В 2010 г. NOSD вырастет до 13,6% ВВП, а затем начнет снижаться до 10% в 2013-м, оставаясь, впрочем, на уровне, почти вдвое превышающем докризисные значения.

Во-вторых, истощение резервного фонда к концу года лишит страну источника дешевого финансирования бюджета. Для покрытия дефицита стране придется прибегнуть к заимствованиям на внутреннем рынке.

Тем не менее в целом в отчете выставлена хорошая оценка антикризисному поведению российской власти. Россия серьезно пострадала от финансового кризиса, но оказалась лучше подготовлена к борьбе с ним, чем многие другие развивающиеся страны, считают аналитики. Прежде всего это касается разумной налогово-бюджетной политики во времена экономического роста: Россия скопила значительную часть нефтяных сверхдоходов и эти деньги стали подушкой безопасности.

Теперь, продолжают аналитики, главной задачей, стоящей перед властями, становится возвращение к фискальной политике, которая в большей степени соответствовала бы нынешнему состоянию экономического цикла, то есть подъему. Тем более что бюджетная ситуация в России в 1-м полугодии 2010 г. оказалась лучше, чем планировали экономические власти, к сожалению, благодаря исключительно тому, что более высокие, чем ожидалось, доходы были получены от энергетического сектора. Прогнозируемая правительством цена на нефть выросла с 58 долл. за баррель в начале года до 75 долл. за баррель согласно последнему июльскому пересмотру бюджета. Рост нефтяных цен стал приятным экономическим сюрпризом для властей, отмечается в обзоре.

Доходы бюджета за январь — июнь возросли на 26% в годовом исчислении, благодаря чему его дефицит за 1-е полугодие составил только 2,3% ВВП. За 2010 г. в целом дефицит бюджета ожидается на уровне 5,4% ВВП. Аналитики Bank of America Merrill Lynch предсказывают, что дефицит будет только 4,4%. На ближайшую трехлетку правительство запланировало сокращение дефицита бюджета вдвое — с 5,4% ВВП в 2010-м до 2,9% ВВП в 2013 г. Одновременно с ценами на нефть росли и поступления от НДПИ, на долю которого приходится 43% всех налоговых поступлений. Доходы от НДПИ за 1-е полугодие выросли в 1,7 раза, тогда как доходы от НДС (на долю которого приходится 42%) за этот же период увеличились только на 17%.

Всего налоговые поступления в бюджет за 1-е полугодие 2010 г. выросли на 39% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Дальше доходы бюджета будут только сокращаться — до 16% ВВП в 2013 г. с максимального значения в 23,5% ВВП в 2008-м. Таким образом, доходы бюджета окажутся на уровне, еще не виданном в России в этом веке. Связано это прежде всего с прогнозируемым снижением нефтедоходов, вызванным ограниченными возможностями роста нефтедобычи. Предусмотрено также сокращение расходов — до 19% ВВП к 2013 г. против 24,7% ВВП в 2009-м.