Сознательность — фактор борьбы с контрафактом

| статьи | печать

Индустрия подделок развилась настолько, что стала конкурировать с настоящим товаром не только ценой, но и качеством. Решать проблему надо на законодательном уровне, внеся поправки в Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон. — Ред.), и через стимулирование сознательности самих покупателей.

Например, ст. 15 Закона, определяющая компенсацию морального вреда, не указывает конкретные действия потребителя, необходимые для ее получения. На мой взгляд, здесь должно быть четко прописано, при каких условиях покупатель имеет право обращаться в суд и что можно считать причинением морального вреда.

Рассмотрим понятие «подделка услуги» — это либо оказание некачественной услуги вследствие недостаточной квалификации продавца, либо использование контрафактной продукции для оказания таковой. Обратится ли потребитель в этом случае в суд или молча заплатит деньги? Здесь вступает в силу проблема правоприменительной практики в отношении Закона. Решить ее можно с помощью стимулирования сознательности потребителей, укрепления их уверенности в своих правах и надежности законодательства.

С этой целью следует разрабатывать социальные рекламные акции, вводить спецкурсы в вузах, проводить деловые программы, семинары, «круглые столы» для студентов в организациях, заинтересованных в борьбе с контрафактом. С одной стороны, возрастет заинтересованность молодежи в этом вопросе, а с другой — государство и предприятия смогут получить ценные идеи по решению проблемы.

Отдельно следует сказать о судебной защите прав потребителей (ст. 17 Закона). Хотя по искам они освобождаются от уплаты госпошлины, мало кто обратится в суд после покупки контрафактного товара. Решение этой проблемы также заключается в изменении менталитета потребителей.

Существует точка зрения, что сознательность покупателей резко увеличится, если их будут штрафовать за приобретение контрафакта. Однако считаю, что это еще больше усугубит проблему.

Беда и в том, что ассоциации потребителей проявляют незначительную активность в борьбе с подделками. Выход из этой ситуации в довольно новом понятии для России — консалтинге. На мой взгляд, создание специализированных агентств, обеспечивающих для производителей комплексное решение задач по защите рынков сбыта их продукции от фальсификата, не только поможет решить проблему, но и приблизит Россию к высокоразвитым государствам. Ведь консалтинг — это сфера услуг, а 70% ВВП развитых стран приходится именно на третичный сектор экономики.

Е. Баранникова, постоянная читательница