Север один — коэффициенты разные

| статьи | печать
Север один — коэффициенты разные

Две трети территории России относится к северным районам. В разные годы этим регионам предоставлялись различные льготы, в том числе и районные коэффициенты к заработной плате. В результате значения коэффициентов для одной и той же местности оказались неодинаковы. Чтобы разобраться в этой путанице, зачастую приходится обращаться в арбитражные суды.

Коэффициент в пределы входит

Отделение ФСС решило, что при расчете пособий ЗАО должно было применять Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.64 № 380/п-18, утверждающее для лиц, работающих в Анабарском районе Республики Саха (Якутия), районный коэффициент 1,6, а не 2,0.

Общество оспорило это решение в арбитражном суде.

Суд указал, что п. 13 Постановления Совмина РСФСР от 04.02.91 № 76 Советам министров республик, входящих в состав РСФСР, предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Постановлением Совета министров Якутской (Саха) ССР от 24.09.91 № 486 для Анабарского района утвержден районный коэффициент в размере 2,0, то есть в установленных пределах от 1,4 до 2,0.

Согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство и законодательство о социальной защите находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Суд решил, что расчет пособия по временной нетрудоспособности должен производиться с начислением районного коэффициента 2,0.

ФАС это решение оставил без изменений.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.07.2005 № А58-4765/04-Ф02-3331/05-С1)

Федеральный уровень важнее

Открытое акционерное общество исчисляло пособия по временной нетрудоспособности с учетом районного коэффициента 1,5. По мнению ФСС, он должен быть 1,3.

Общество обжаловало это решение в арбитражном суде.

Суд указал, что районный коэффициент 1,3 установлен для г. Усинска Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.64 № 380/П-18.

Довод ОАО о том, что коэффициент 1,5 установлен для г. Усинска Указом Главы Республики Коми от 03.07.98 № 232, отклонен.

Суд решил, что для гарантированных государством пособий применяются районные коэффициенты, установленные на федеральном уровне.

Ссылка ОАО на Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.08.71 № 316/22 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР» также признана несостоятельной, поскольку указанный документ касается коэффициентов, установленных в повышенных размерах в виде исключения для работников отдельной отрасли и для отдельных территорий, расходы на которые осуществляются за счет средств организаций.

Суд иск ОАО отклонил.

ФАС оставил это решение без изменений.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.04.2005 № А29-8633/2004а)

В Ханты-Мансийске расчет верный

Фонд социального страхования решил, что ООО неправомерно применило районный коэффициент 1,7 при расчете пособий.

Общество обжаловало это решение в арбитражном суде.

Суд установил, что согласно ст. 10 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 для всех производственных и непроизводственных отраслей устанавливается единый районный коэффициент к заработной плате.

Согласно ст. 24 названного Закона пособия выплачиваются с учетом районного коэффициента. Статьей 23 аналогичное положение предусмотрено и по выплатам для семей, имеющих детей, по всем основаниям, установленным действующим законодательством.

Согласно п. 13 Постановления Совмина РФ от 04.02.91 № 76 Советы министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомы, облисполкомы по согласованию с профсоюзными органами имеют право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих.

Решением исполкома Совета народных депутатов Ханты-Мансийского АО от 28.02.91 № 33 на территории Ханты-Мансийского АО установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,7.

Суд иск ООО удовлетворил.

ФАС оставил это решение без изменений.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.10.2005 № Ф04-6086/2005(14892-А75-6))

За грязь заплатишь

Управление по технологическому и экологическому надзору по Республике Карелия (далее — управление) потребовало от банка произвести расчет платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды с использованием дополнительного коэффициента 2,0 для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей согласно Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344.

Банк оспорил это решение в арбитражном суде, заявив, что перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в законодательном порядке не утвержден.

Суд установил, что Постановление № 344 не содержит каких-либо указаний на необходимость утверждения перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей специально для целей внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Он указал, что для исчисления этой платы следует руководствоваться действующим законодательством, которым утвержден перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Суд в иске банку отказал.

ФАС оставил это решение без изменений.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2006 № А26-7949/2005-22)

Арбитражные управляющие не мерзнут

Управление Федерального казначейства выплатило арбитражному управляющему Р. вознаграждение без начисления районного коэффициента.

Р. обжаловал эти действия в арбитражном суде, заявив, что, по его мнению, на вознаграждение арбитражного управляющего необходимо начислить районный коэффициент, поскольку он выполнял свои обязанности в г. Магадане.

Суд установил, что ст. 56 ТК РФ определяет, что термин «заработная плата» применим к заработку или иному вознаграждению, выплачиваемому работодателем работнику за труд в силу устного или письменного договора о найме.

Законодательство о банкротстве не предусматривает заключения трудового договора с арбитражным управляющим, в связи с чем у него не возникают трудовые отношения ни с арбитражным судом, ни с предприятием-должником.

Суд решил, что предусмотренное ст. 22 Закона о банкротстве вознаграждение арбитражного управляющего как не основанное на трудовом договоре не является заработной платой и на сумму такого вознаграждения районный коэффициент не начисляется.

Суд в иске Р. отказал.

ФАС оставил это решение без изменений.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.08.2005 № Ф03-А37/05-1/1876)

Материальная помощь — не зарплата

Служба занятости начисляла на материальную помощь районный коэффициент, руководствуясь Указом Президента РФ от 06.03.98 № 265, согласно которому материальная помощь является гарантированной выплатой и включается в фонд оплаты труда.

Управление финансово-бюджетного надзора решило, что это является нецелевым использованием бюджетных средств.

Спор по этому вопросу пришлось решать в арбитражном суде.

Суд установил, что Указ Президента РФ не касается начисления коэффициентов. Это подтверждено в Письме Минтрудсоцразвития РФ от 22.07.97 № 716-7.

Кроме того, Решением ВС РФ от 17.07.2000 № ГКПИ2000-315 признан действительным п. 19 Инструкции…, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22.11.90 № 2, которым введен запрет на начисление районного коэффициента на материальную помощь.

Вместе с тем суд указал, что в смете расходов службы занятости выплаты материальной помощи предусмотрены с учетом районного коэффициента. Незаконная выплата могла повлечь материальную и дисциплинарную ответственность должностных лиц бюджетополучателя, но нецелевым использованием бюджетных средств не является.

Суд иск службы занятости удовлетворил.

ФАС оставил это решение без изменений.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.01.2006 № Ф03-А73/05-1/4849)