Ни кола ни двора...

| статьи | печать

Со второго полугодия начинается выдача жилищных субсидий молодым семьям.

Но, видно, в самом деле, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, если обнадеживающая весть не вызвала волну оптимизма у россиян. И мнение большинства аналитиков пессимистичное. Многие из них утверждают, что начинающееся с 1 июля по Постановлению Правительства РФ от 13 мая 2006 г. № 285 предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья только подстегнет рост цен на квартиры.

В столице и так за неполных три года они уже скакнули в три раза и зашкалили за 3000 у. е. в рублевом эквиваленте. С начала года цены взлетели еще на 30%. И прогноз неутешительный: к октябрю в Москве ожидают повышения стоимости желанного жилого квадрата еще на тысячу этих самых условных единиц.

В приводимой здесь таблице индексов цен на жилье проценты нужно считать с нарастающим итогом, поскольку лукавые числа показывают рост по отношению только к предыдущему году. Производим несложное арифметическое действие и получаем: за 2000—2004 гг. стоимость квадратного метра жилья в среднем по стране на первичном рынке выросла на 126,2%.

Право на субсидии имеют молодые люди, возраст которых «в планируемом году не превышает 30 лет». Это первое условие для включения молодой семьи органом исполнительной власти субъекта в список претендентов на субсидии. Второе условие — «признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий». И, наконец, будет учитываться «наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии».

Это «правила» чиновных игр обставлять все и вся частоколом преград из согласований и прочих бумаг.

К примеру, нуждающимися признаются «молодые семьи, поставленные на учет для улучшения жилищных условий до 1 марта 2005 г.». А также «молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении условий проживания после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Нет надобности более подробно углубляться в эпистолярный стиль законных и подзаконных актов. Ясно, что надо было загодя (до 1 марта 2005 г.) позаботиться о себе, чтобы реально претендовать на субсидию. Ну хотя бы подсчитать, не исполнится ли мужу или жене «в планируемом году» 30 годочков.

Теперь произведем вместе несложный подсчет, кому может улыбнуться счастье. До 1 марта 2005 г. надо было попасть в список нуждающихся. Сейчас середина 2006 г. — старт кампании. Но впереди дистанция. Она разбита на три этапа. На первом «бегут» муниципалитеты. Затем эстафету принимают органы исполнительной власти субъекта Федерации — округа, области, края, республики. Они проверяют, уточняют и утверждают прошение муниципальных служащих (назвать его решением язык не поворачивается). После этого на третий этап в Москву подаются «сводный список и заявка на выделение из федерального бюджета средств на софинансирование предоставления субсидий».

Когда будет финиш, никто сейчас не скажет. Даже с учетом, что возможен непрописанный этап согласования «софинансирования» между федеральным и региональными бюджетами. Можно лишь предположить, что пройдет не один месяц. И в сухом остатке получается, что реально рассчитывать на субсидии могут очень дальновидные молодые люди не старше 25 лет, которые позаботились о себе полтора года назад. А кто в таком возрасте составляет скрупулезный план жизни?!

Снова пороги и перекаты, сквозь которые не одно десятилетие пробиваются многие жители районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на жилищные субсидии. В одной очереди с ними еще военнослужащие, годами пытающиеся материализовать свои жилищные сертификаты.

Вот и выходит, что приятная весть из разряда таких, о которых в народе говорят: «Свежо преданье, да верится с трудом».

Индексы цен на первичном рынке жилья по РФ*

1997

2000

2001

2002

2003

2004

Российская Федерация

115,3

113,1

125,1

122,5

118,8

118,5

Центральный федеральный округ

103,5

105,1

116,8

123,1

124,1

117,7

Северо-Западный федеральный округ

140,5

112,0

120,2

121,4

130,2

117,2

Южный федеральный округ

121,2

106,2

118,9

122,9

117,3

118,9

Приволжский федеральный округ

112,1

124,6

127,1

118,3

111,7

121,9

Уральский федеральный округ

97,4

120,6

171,7

126,2

103,7

112,4

Сибирский федеральный округ

115,0

121,6

155,6

122,4

109,4

125,3

Дальневосточный федеральный округ

93,4

116,1

129,1

117,2

121,4

117,5

*На конец года; в процентах к концу предыдущего года.

ИСТОЧНИК: РОССТАТ

Справка

Субсидия предоставляется в размере не менее:

35% расчетной (средней) стоимости жилья для молодых бездетных семей;

40% — для молодых семей, имеющих 1 и более детей.

Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет:

● для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) 42 кв. м;

● для семьи численностью 3 и более человек по 18 кв. м на 1 человека.