Дивиденды для государства

| статьи | печать

Наше ОАО образовано в результате приватизации государственных предприятий. Более 50% акций принадлежит государству, держателем является Комитет по управлению имуществом области.

В бухгалтерском приложении «ЭЖ» № 13 за март 2006 года в статье «Учет и налогообложение операций по выплате дивидендов» указывается, что при перечислении дивидендов государству налог на прибыль (у источника выплаты) не удерживается и не уплачивается (стр. 5/19). Наша налоговая инспекция требует перечисления налога на прибыль с части дивидендов, принадлежащих государству. Прошу подробнее разъяснить вашу позицию и на что нам ссылаться в споре с налоговой инспекцией.

Л. Иванькина, главный бухгалтер ОАО
«Брянский хлебокомбинат «Каравай»

С налогообложением дивидендов по акциям, принадлежащим государству, сложилась противоречивая ситуация.

Дело в том, что в соответствии со ст. 124 ЕК РФ такие субъекты гражданского права, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, в отношениях с гражданами и юридическими лицами, которые регулируются гражданским законодательством, выступают на равных с другими участниками этих отношений. Причем к этим субъектам гражданского права в таких отношениях применяются нормы, адресованные юридическим лицам.

Поскольку вопросы образования и функционирования акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и других юридических лиц находятся в сфере гражданских правоотношений, государство участвует в приватизированном акционерном обществе на равных, выступая как обычное юридическое лицо.

Поэтому при распределении дивидендов государство участвует на равных с другими акционерами и обладает всеми правами российского юридического лица. Следовательно, размер дивидендов государству определяется так же, как и любому другому российскому юридическому лицу — в соответствии с долей или номинальной стоимостью акций.

Формально на этом можно провести границу влияния гражданского законодательства на отношения между акционерным обществом и его акционерами, поскольку вопросы налогообложения дивидендов относятся уже к отношениям, регулируемым налоговым законодательством. А в налоговых отношениях государство не имеет никакого равенства с другими акционерами.

Кроме того, в соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются только российские и иностранные организации. А к организациям в соответствии со ст. 11 НК РФ относятся только юридические лица: по законодательству как РФ, так и иностранных государств. Указаний на то, что государство может выступать в налоговых отношениях как обычное юридическое лицо, нигде в Налоговом кодексе не содержится.

Налог на дивиденды налоговый агент удерживает из доходов налогоплательщика. Но, как мы выяснили, государство не может являться налогоплательщиком, поэтому и у выплачивающего дивиденды общества не возникает обязанностей налогового агента.

Кроме того, и дивиденды по акциям, принадлежащим государству, и налоги, удержанные из них, перечисляются в один бюджет — федеральный.

Отсюда можно сделать вполне закономерный вывод: дивиденды по акциям, принадлежащим государству, налогом не облагаются.

Такой вывод сделали и арбитражные суды. Наиболее свежее Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.12.2005 № А29-2937/2005а.

Вместе с тем и Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба РФ продолжают придерживаться противоположной точки зрения — государство является равноправным акционером и должно участвовать в налоговых отношениях как обычный налогоплательщик. Следовательно, общество при выплате дивидендов по акциям, принадлежащим государству, становится налоговым агентом и удерживает из выплаты сумму налога.

Такая точка зрения, в частности, высказана заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Натальей Комовой в Письме от 12.12.2005 № 03-03-04/4/99.

Уже стало традицией, что в спорных вопросах налогоплательщик сам должен определить, какую сторону принимать. Ведь именно ему потом придется доказывать свою правоту, причем, возможно, в суде. Поэтому часто налогоплательщик, даже понимая, что логика налоговых органов грешит несовершенством, все-таки принимает точку зрения именно налоговых органов, избавляя себя от излишних сложностей.