Инновации стандартам не претят

| статьи | печать

В конкурентной борьбе выживают те компании, которым удается оправдать ожидания потребителей от своей продукции, а выигрывают те, кто их предвосхищает. Чем лучше продукция удовлетворяет потребительским запросам, тем выше уровень ее качества.

Необходимым условием высокого качества является стандартизация продукции. Однако без инновационных решений, не стандартных по определению, компания может быстро потерять завоеванные позиции.

Главный метод конкуренции

На VIII Международном конгрессе «Менеджмент и качество третьего тысячелетия» Юрий Мхитарян (НИИ «Интерэкомс») отметил, что устойчивого положения и развития в глобальной экономической системе России можно достичь завоеванием мировых рынков, повышением конкурентоспособности отечественных товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Одним из наиболее эффективных методов конкуренции на рынке производителей является повышение качества продукции, то есть способность удовлетворять существующие или потенциальные потребности потребителя, при сокращении издержек.

Распространенным заблуждением является мнение, что повышение качества продукции ведет к росту издержек, и именно поэтому высококачественная продукция дороже низкопробных аналогов. Сторонники данной позиции часто ссылаются на раскрученные бренды и количество нулей в их прайс-листах, однако забывают о том, что доля затрат на высокое качество в цене такой продукции значительно уступает наценке за известную марку.

Повышение качества, безусловно, требует затрат ресурсов компании в краткосрочном периоде, но в перспективе высокое качество окупает само себя, экономя издержки на послепродажное обслуживание, в том числе устранение производственного брака, укрепляя доверие к торговой марке и расширяя рынки сбыта. Совокупность этих факторов позволяет снижать общую величину издержек компании.

Одним из ключевых подходов к обеспечению высокого качества является постоянное совершенствование бизнес-процессов компании, в том числе производства продукции и механизмов реализации политики качества. В основе лежит инновационная деятельность, направленная на планирование, проектирование, разработку и внедрение инноваций.

Основное требование заключается в том, что инновации не должны быть самоцелью, их главное предназначение — адаптировать деятельность компании к изменчивой конъюнктуре рынка, от усовершенствованного технического и технологического обеспечения до новой продукции. Особенно актуален инновационный подход для малого и среднего бизнеса, а также для предприятий в научно-технической сфере, для которых коммерциализация идей является основой бизнеса.

С другой стороны, еще одним необходимым условием обеспечения высокого качества продукции является процесс стандартизации, и поэтому были созданы такие международные организации, как ИСО и МЭК, координирующие работу по созданию и внедрению стандартов в различных сферах. В России эти функции на государственном уровне выполняет Госстандарт.

Метод комплексной стандартизации позволяет применять принципы унификации и агрегатирования, устанавливать взаимно увязанные требования к сырью, материалам, комплектующим изделиям, технологическому процессу и оборудованию, измерительным средствам и другим объектам, при выполнении и использовании которых обеспечивается необходимое качество продукции.

Стандарты на службе инноваций

Несмотря на необходимость стандартизации и инновационной активности, многие компании сталкиваются с проблемой единовременного выполнения обоих условий. Некоторые руководители считают, что соблюдение жестких требований стандартов тормозит любые попытки усовершенствовать деятельность их предприятий.

Напротив, согласно мнению другой части менеджеров, особенно крупных компаний, именно благодаря стандартизации они смогли повысить качество и конкурентоспособность своей продукции, в том числе на мировых рынках.

В своем выступлении на конгрессе Евгений Петросян (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) подчеркнул, что стандартизация служит механизмом повышения эффективности инновационных и интеграционных процессов в современной экономике.

Инновации по определению не стандартны, потому что стандартизировать генерацию инновационных идей невозможно.

Но, с другой стороны, существуют стандартные методы проектирования, подготовки и ведения документации, а также управления качеством, позволяющие унифицировать процесс реализации инновационной идеи.

Кроме того, согласно требованиям системы управления качеством в ходе работ над любым инновационным проектом участникам проектной группы необходимо документировать полученные результаты с целью их последующего использования в деятельности компании, а также для оформления и защиты прав на интеллектуальную собственность.

В сбалансированном сочетании этих двух условий — стандартизации и инновационной деятельности — заключается рецепт высокого качества. Современные компании стоят перед выбором решения в пользу выполнения первого или второго условия, но независимо от избранных приоритетов важнейшей целью остается удовлетворение потребностей потребителей.

Процесс совершенствования производства с целью повышения конкурентоспособности неразрывно связан с использованием стандартов во всех отраслях экономики, и поддержание этой взаимосвязи является главным фактором развития управления качеством в XXI веке.