Рекламный ЕНВД

| статьи | печать

Каждый, кто имеет отношение к рекламе, наверняка задавался вопросом, подпадают ли связанные с этим операции под ЕНВД. Давайте разберемся, какие подводные камни могут встретиться на пути рекламщика.

С 1 января 2009 г. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности, связанных с оказанием рекламных услуг:

  • распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций (подп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);
  • размещение рекламы на транспортных средствах (подп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).


Согласно ст. 346.27 НК РФ под распространением наружной рекламы с использованием рекламных конструкций понимается предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с применением щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции — рекламораспространителем с соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Рекламораспространитель — лицо, распространяющее рекламу любым способом, в любой форме, с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

Владелец рекламной конструкции (организация или индивидуальный предприниматель) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на нее или правом владения и пользования ею на основании договора с ее собственником.

Под размещением рекламы на транспортном средстве для целей ЕНВД понимается предпринимательская деятельность по размещению рекламы на транспортном средстве, осуществляемая с соблюдением требований Закона о рекламе, на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

Самореклама

Обязан ли хозяйствующий субъект уплачивать ЕНВД, если он самостоятельно распространяет и (или) размещает рекламную информацию о своих товарах и (или) услугах?

Минфин России в письмах от 24.06.2010 № 031106/3/87 и от 25.03.2010 № 031106/3/43 разъяснил, что такие операции под ЕНВД не подпадают. Дело в том, что этот налог применяется только при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере распространения рекламы. Предпринимательской считается деятельность, направленная на систематическое получение прибыли (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Распространение и размещение саморекламы о собственных товарах не является предпринимательской деятельностью в сфере распространения наружной рекламы и не подлежит обложению ЕНВД.

Судьи придерживаются аналогичного мнения. В постановлении ФАС Московского округа от 02.03.2010 № КАА41/35510 арбитры отменили решение налоговой инспекции о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение. Налоговики неправильно применили нормы налогового права, посчитав, что компания неправомерно исключила из объекта по ЕНВД рекламные площади под собственной рекламой.

Суд отметил, что, размещая собственную рекламу, организация получает некоторую неэкономическую выгоду. Но такая выгода не может считаться доходом в том правовом значении, которое установлено ст. 2 ГК РФ и ст. 41 НК РФ, поскольку экономическая выгода в денежной или натуральной форме при размещении собственной рекламы отсутствует.

Услуги по аренде рекламных площадей

Бывает, что организации и индивидуальные предприниматели сдают в аренду средства наружной рекламы (световые коробы, щиты и т.д.) и части площади их рекламной поверхности, поверхности транспортных средств для размещения рекламной информации, места для размещения средств наружной рекламы (в том числе части фасадов, кровли или иных наружных поверхностей зданий, сооружений).

Минфин России в письме от 15.04.2010 № 031111/99 разъяснил, что подобная деятельность не облагается ЕНВД. Дело в том, что согласно ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется при осуществлении предпринимательской деятельности, в частности по распространению наружной рекламы. Значит, плательщиками ЕНВД могут быть организации и (или) индивидуальные предприниматели, непосредственно распространяющие и размещающие рекламу, а не сдающие в аренду площади под нее.

Таким образом, владелец рекламной конструкции, не признаваемый рекламораспространителем, не является плательщиком ЕНВД.

Такого подхода придерживаются и суды (постановления Президиума ВАС РФ от 08.07.2008 № 3822/08 и ФАС Уральского округа от 07.04.2009 № Ф091824/09С3).

В постановлении ФАС Уральского округа от 07.04.2009 № Ф091824/09С3 речь идет о привлечении организации к налоговой ответственности изза неуплаты ЕНВД по деятельности, связанной с размещением рекламы. Организация не согласилась с мнением инспекторов, поскольку только предоставляла площади под рекламу. Ее размещением занималось третье лицо.

Арбитры согласились с аргументами компании. По договору на размещение наружной рекламы налогоплательщик не вел рекламную деятельность, а лишь предоставил фасад здания для размещения растяжки.

Обратите внимание: если компания одновременно занимается двумя видами деятельности — распространяет рекламу третьих лиц и сдает рекламные площади в аренду, она применяет ЕНВД по первому виду деятельности и является плательщиком налогов по общему режиму налогообложения или по упрощенной системе налогообложения по второму виду (письмо УФНС России по г. Москве от 14.02.2007 № 1811/3/13710).

Посредническая деятельность

Нередко рекламораспространители в предпринимательской деятельности прибегают к услугам посредников, которые и заключают договоры на размещение рекламной продукции с рекламодателями.

Кто в таком случае считается плательщиком ЕНВД?

По мнению Минфина России, у посредников не возникает обязанности по уплате ЕНВД (письмо от 31.07.2008 № 031104/3/364). Фактически услуги оказывает не доверенное лицо, а исполнитель, чьи интересы посредник представляет.

Доход от размещения рекламы получает сам исполнитель услуг. Доверенное лицо получает лишь вознаграждение за посреднические услуги (доход от предпринимательской деятельности).

Поскольку посредническая деятельность не относится к деятельности, подпадающей под ЕНВД, она облагается в рамках общего режима налогообложения или УСН.

Плательщиками ЕНВД в данной ситуации признаются организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно распространяющие и размещающие рекламу для заказчика, в том числе с использованием средств наружной рекламы, полученных во временное владение или пользование.

Размещение рекламы на внутренних поверхностях транспортного средства

Достаточно распространенным явлением стала реклама внутри салона общественного транспорта. Подпадает ли ее размещение под ЕНВД? В письме от 25.01.2010 № 031109/03 Минфин России ответил на этот вопрос положительно.

До 1 января 2009 г. согласно ст. 346.27 НК РФ под распространением рекламы на транспортных средствах понималось ее размещение на крышах, боковых поверхностях кузовов транспортных средств, а также установка на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы. Следовательно, ЕНВД мог применяться только при расположении рекламы на внешней поверхности транспортных средств.

С 1 января 2009 г. под размещением рекламы на транспортном средстве понимается предпринимательская деятельность по размещению рекламы на транспортном средстве, осуществляемая с соблюдением требований Закона о рекламе, на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим вещными правом на транспортное средство.

Закон о рекламе не содержит разграничений правового режима распространения такой рекламы внутри или снаружи транспортных средств и регулирует отношения по размещению рекламы как на внутренних, так и на внешних поверхностях транспортных средств.

Исходя из сказанного предпринимательская деятельность по размещению рекламы на внутренних поверхностях транспортных средств относится к предпринимательской деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах и подлежит переводу на ЕНВД.