Налоговики договорились о формах транспортных документов

| статьи | печать

С начала июля три государства — Россия, Белоруссия и Казахстан живут в Таможенном союзе со своим Таможенным кодексом. ФНС России с разницей в 20 дней выпустила для межрегиональных инспекций два письма о формах транспортных документов, которые могут использоваться в рамках Таможенного союза.

Первое письмо от 08.06.2010 № ШС-37-3/3693@ — об образцах форм транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться российскими хозяйствующими субъектами при перемещении товаров в Таможенном союзе. Этим письмом была направлена инспекциям для сведения и использования в работе копия письма Минтранса России от 24.05.2010 № ОБ-16/5460 с приложениями образцов документов на 34 листах.

Второе письмо от 29.06.2010 № ШС-37-3/5424@ — об образцах форм транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами Республики Беларусь (РБ) при перемещении товаров в Таможенном союзе с территории РБ на территорию РФ (с территории РФ на территорию РБ). К письму было приложено письмо Министерства по налогам и сборам РБ от 27.05.2010 № 8-2-7/2255 с образцами белорусских форм документов на 24 листах.

О статусе писем

Определение транспортных (перевозочных) документов дано в подп. 38 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Это коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке. Причем ни в Договоре о ТК ТС, ни в ТК ТС, ни в других международных документах по Таможенному союзу ничего не говорится о формах транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут или должны использоваться в рамках Таможенного союза. В подобной ситуации, на наш взгляд, в отношениях между хозяйствующими субъектами трех стран могут применяться любые формы транспортных (товаросопроводительных) документов, принятые в международной торговле.

Непонятно, на каком основании налоговые ведомства двух государств решили установить для ТС рамки для применяемых форм. Конечно, кто-то может возразить, что письма ФНС России носят информационный характер и принимаются лишь к сведению. Но не все так просто.

Можно предположить, что копия письма Минтранса России с образцами была отослана белорусским коллегам, поскольку те в своем письме просили об этом. А в Республике Беларусь несколько иные подходы. В письмах ФНС и Минтранса России используется словосочетание «образцы форм документов, которые могут использоваться». Это можно понять как предложение возможного варианта из ряда других. Если же посмотреть на письмо МНС РБ, то можно заметить, что оно носит директивный характер. Иначе говоря, для белорусских хозяйствующих субъектов выбора не предусмотрено. Все четко, именно такие формы и никакие другие. При работе с белорусскими партнерами следует обращать внимание на формы их транспортных (товаросопроводительных) документов, поскольку и наши налоговые органы будут их сверять с предписанными образцами (им письмо белорусских коллег направлено не только для сведения, но и для использования в работе).

Автомобильные перевозки

Если товар отгружается с территории РФ российским грузоотправителем в адрес грузополучателя на территории РБ или Республики Казахстан (РК), а также если российский грузоотправитель отгружает товар с территории РБ или РК, но с участием российского автоперевозчика, то можно использовать форму 1-Т «Товарно-транспортная накладная», утвержденную постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78.

Если товар отгружается с территории РБ белорусским грузоотправителем в адрес грузополучателя на территории РФ, а также если белорусский грузоотправитель отгружает товар с территории РФ в адрес грузополучателя на территории РБ, он оформляет CMR-накладную, форма и порядок заполнения которой утверждены постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 24.06.2004 № 23. При этом дополнительно к ней белорусский контрагент должен оформить товарную накладную по форме ТН-2. Форма и порядок заполнения данного документа утверждены постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192. Отметим, что бланки формы ТН-2 изготавливаются в Белоруссии централизованно, они имеют несколько степеней защиты, не подлежат ксерокопированию. Так что подделать их чрезвычайно трудно.

Перевозки воздушным транспортом

Если товар отгружается с территории РФ российским грузоотправителем в адрес грузополучателя на территории РБ или РК, а также если российский грузоотправитель отгружает товар с территории РБ или РК, но с участием российского авиаперевозчика, могут использоваться две формы Air Waybill: нейтральная грузовая накладная для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов и грузовая накладная перевозчика для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов. Обе формы утверждены письмом Минфина России от 29.05.98 № 16-00-27-23 и подлежат обязательному применению для удостоверения договоров воздушной перевозки грузов в соответствии с п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ.

Если товар перевозится с территории РБ на территории РФ белорусскими авиакомпаниями, а также если белорусский грузоотправитель отгружает товар с территории РФ в адрес грузополучателя на территории РБ с участием белорусских авиаперевозчиков, применяется авиационная накладная (Air Waybill-AWB), форма которой утверждена Варшавской конвенцией от 12.10.29 с поправками, внесенными в Гааге 28 сентября 1955 г.

Железнодорожные перевозки

Хозяйствующие субъекты РФ могут использовать формы транспортных (товаросопроводительных) документов, приведенные в приложениях 12.1, 12.2, 12.3 и 12.4 к Служебной инструкции к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС, действует с 1 ноября 1951 г. с изменениями и дополнениями на 1 июля 2009 г.). Другими словами, если товар отгружается с территории РФ российским грузоотправителем в адрес грузополучателя на территории РБ или РК, а также если российский грузоотправитель отгружает товар с территории РБ или РК, но с участием российского железнодорожного перевозчика, могут применяться СМГС — Накладная большой скорости и СМГС — Накладная малой скорости, а также дополнительные экземпляры дорожных ведомостей к ним.

В РБ использутся лишь бланки СМСГ — Накладная малой скорости. Следовательно, при транспортировке товаров с территории РБ на территорию РФ белорусскими железнодорожными перевозчиками бланки СМГС — Накладная большой скорости не используются.