Рынки вернулись на 25 лет назад

| статьи | печать

Начался III квартал, и ведущие инвестиционные банки поспешили выпустить обновленные прогнозы развития мировых финансов. Эксперты считают, что если в начале года ситуация позволяла предсказывать безоблачную картину на весь 2010 г., то теперь можно только сказать, что рынки находятся во власти неопределенности.

Наибольший оптимизм демонстрирует банк ING. Его аналитики пришли к выводу, что состояние рынка напоминает времена нефтяного кризиса и последовавшего за ним финансового шока середины 1970-х гг. Если считать, что наихудшее время для рынка акций в том кризисе пришлось на январь 1973 г., и приравнивать его к худшему времени нынешнего кризиса, то есть к октябрю 2007 г., то сейчас мы находимся в состоянии сентября 1975 г. А это значит, что ближайшие три месяца ситуация будет вялой, но уже в IV квартале финансовые рынки должны продемонстрировать решительный рост. По мнению аналитиков ING, это произойдет прежде всего за счет массированного поступления капиталов на развивающиеся рынки. Среди главных бенефициаров называется и Россия. Второй кризисной волны не будет.

Авторы прогноза замечают: если аналогия с 1970-ми гг. верна, то не далее чем в 2015 г. разразится новый кризис, хотя и менее жестокий, чем нынешний.

Аналитики банка HSBC подчеркивают, что выход из нынешнего кризиса не похож на предшествующие. Если в начале прошлого года казалось, что все пойдет по классическим канонам послекризисного развития, то сегодня, когда мировые финансы столкнулись с проблемой государственных долгов, которые душат промышленный рост, в лучшем случае можно говорить о неопределенности. Необходимость собирать больше налогов и жестче относиться к госрасходам, говорится в прогнозе, серьезно сокращает возможности инициативной деятельности предпринимателей.

Как и их коллеги из ING, аналитики HSBC в глобальном экономическом смысле надеются на развивающиеся рынки. В HSBC согласны с тем, что поступление туда капиталов будет массированным, но добавляют, что нынешняя мировая торговля уже не так сильно зависит от стагнирующих развитых стран и это дополнительный фактор роста мировой экономики. Еще один фактор роста — неизбежное повышение котировок сырьевых товаров.

Что касается России, то аналитики HSBC считают, что быстрый и уверенный послекризисный рост ее экономики, вызванный ожившим спросом на сырьевые ресурсы, особенно сталь и удобрения, сменился нестабильным: во-первых, производители экспортных товаров приблизились к потолку своих возможностей, а во-вторых, мировой спрос несколько упал. Поэтому российской экономике нужен новый драйвер роста, например внутренний спрос.

Банк Goldman Sachs предсказывал, что 2010 г. для мировой экономики станет ярким, но рискованным. Так вот, пишут аналитики банка, яркая часть уже завершилась и началась рискованная. Главную роль в этом они отводят европейскому квазикризису государственных долгов. Что касается российской экономики, эксперты солидарны с коллегами из HSBC: новым драйвером роста должен стать внутренний спрос.