Как открыть дорогу инновациям

| статьи | печать

На Петербургском международном экономическом форуме много говорили об инновациях. Все участники дискуссии соглашались, что без постоянного внедрения новых продуктов, технологий, бизнес-процессов на предприятиях модернизация экономики останется пустым звуком. Чиновники снова обещали предпринимателям открыть дорогу инновациям, а бизнесмены призывали власть перейти от слов к делу.

В своем выступлении президент Дмитрий Медведев уделил особое внимание созданию центра российских инноваций в Сколкове. Глава государства внес в парламент проект закона, устанавливающий особый правовой режим для этого центра. Должна заработать уникальная система отбора, реализации, коммерциализации и последующей поддержки инновационных проектов.

Поддержка инноваций, по словам президента, не должна ограничиваться центром в Сколкове. Со следующего года вводятся существенные налоговые преференции для всех компаний, работающих в инновационной сфере.

Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина считает, что основой модернизации экономики станет стимулирование инноваций. Для этого вся налоговая система должна быть стимулирующей — поддерживать инновации, повышение производительности труда.

Кроме того, необходимо расширять меры поддержки инноваций в частных технологических средних и малых компаниях. Здесь планируется создать систему предоставления на конкурсной основе бюджетных грантов по приоритетным направлениям инновационной деятельности.

Многие страны пытаются создавать центры инноваций, отметил член совета директоров корпорации Intel профессор Крейг Барретт. Но вопрос в том, чтобы создать соответствующую атмосферу. Правительство должно формировать правила хозяйственного оборота и законы таким образом, чтобы общество самой культурой поддерживало инновации. Ничего нельзя сделать в сфере инноваций, если нет такого фундамента.

Крупные компании впереди

Консалтинговая компания «ПрайсвотерхаусКуперс» специально к Петербургскому форуму подготовила исследование о факторах и барьерах инновационного бизнеса в России, которое было представлено его участникам. Оно показало, что в нашей стране наибольшую инновационную активность демонстрируют крупнейшие компании, как иностранные, так и российские, работающие на международных рынках.

Данное исследование тем более интересно, поскольку проходило в период экономического кризиса (2009—2010 гг.), когда предприятия были вынуждены взвешенно подходить к своим расходам.

Но даже в этих условиях более трети компаний сумели запустить производство новых продуктов, никогда ими ранее не выпускавшихся. Вдвое чаще инновации были связаны с внедрением инновационных технологий и бизнес-процессов.

Внедрение новых для глобальных рынков инноваций составляет заметную долю в инновационной активности: доля респондентов, внедривших инновационные продукты, новые для мирового рынка, составила 14, технологии — 17, процессы — 18%.

Вместе с тем в два раза больше респондентов признают, что внедренные ими продукты, технологии и бизнес-процессы были новыми только для их компаний (26, 27 и 35% всего числа компаний, внедрявших инновации соответствующего типа), а не для глобального или даже российского рынка. Таким образом, адаптация уже существующих инновационных продуктов, технологий и процессов составляет заметный сегмент инновационной активности компаний в России. Впрочем, как показывают современные экономические исследования, для стран, отстающих от переднего края производительности труда, именно заимствование и адаптация могут стать главным источником быстрого роста эффективности.

Частные компании опережают государственные

Доли инновационных компаний (вводивших новые продукты либо новые технологии), определяемые по отношению к международному рынку, постсоветскому пространству, российскому рынку, рынку региона, составили 18, 31, 49 и 53% соответственно. То есть, если рассматривать инновационную активность компаний в России в масштабе национального рынка, она оказывается сопоставимой с мировыми показателями.

В отношении же инноваций в международном масштабе российские предприятия отстают от компаний развитых стран как минимум в три раза. Уровень инновационной активности сильно зависит от характеристик самих компаний. Исследование показало, что наиболее высока вероятность инновационной деятельности в крупнейших частных компаниях, вышедших за пределы национального рынка.

Доля компаний, вводивших новые продукты в 2008—2010 гг., среди частных компаний была в четыре раза выше, чем среди предприятий с государственным участием и в полностью государственных компаниях. Государственные предприятия и компании с государственным участием, принявшие участие в исследовании, в рассматриваемом периоде не внедряли инновационные продукты, новые для глобальных рынков. Доля же компаний, внедрявших новые для мировых рынков инновационные технологии, среди частных предприятий в два раза выше, чем среди государственных и компаний с государственным участием.

Этот эффект сохраняется и при проведении эконометрического анализа, который позволяет отделить эффекты отраслевой специфики, размера компании и участия международного капитала. Перечисленные эффекты частной собственности в основном сохраняются, хотя масштаб различий смягчается.

Международные компании активнее

Как показывают данные, международные компании, работающие в России, намного активнее ведут инновационную деятельность, чем российские, а отечественные предприятия, вышедшие на международные рынки, более активны, чем те, которые работают только на национальном рынке.

Вероятность введения новых технологий и новых бизнес-процессов была заметно выше в крупных компаниях. Так, вероятность введения новых технологий в компаниях с продажами свыше 1 млрд долл. в год была на треть выше, чем в компаниях с продажами от 100 до 500 млн долл. Вероятность введения новых бизнес-процессов в крупнейших (с продажами более 1 млрд долл.) компаниях была при прочих равных условиях на 46% выше, чем в предприятиях с продажами 100—500 млн долл.

Сравнительно высокий уровень инновационной активности именно в крупнейших компаниях объясним, поскольку в России абсолютное большинство инноваций разрабатывается внутри самих предприятий, практически без привлечения интеллектуальных и финансовых ресурсов извне.

Нехватка финансирования и избыток бюрократии

Печально, но факт: наиболее распространенным способом финансирования разработки новых продуктов, упомянутым 87% респондентов, оказалось использование собственных средств компаний. Поэтому вполне закономерно, что больше всего, по оценке опрошенных топ-менеджеров компаний, препятствуют их инновационной активности такие факторы, как сложность привлечения финансирования для внедрения инновационных продуктов и избыточная бюрократия.

Всех волнует дефицит культуры

Отсутствие культуры инноваций в большей степени волнует компании, внедрявшие в последние годы инновационные бизнес-процессы. Эту группу предприятий больше других волнует и такая проблема, как нехватка управленческих кадров.

Проблема культуры инноваций волнует и зарубежные компании, работающие на российском рынке. По данным опроса, 38% предприятий оценивают свои усилия по повышению культуры инноваций как недостаточные. В подавляющем большинстве отраслей в качестве главного внутреннего препятствия для инноваций зарубежные компании называют такой фактор, как корпоративная культура, в которой доминирует идея ухода от риска.

Выводы исследования подтверждают выступления участников Петербургского форума, прозвучавшие на специальной сессии по инновациям. Так, по словам предпринимателя Анатолия Карачинского, ряд мер государственной поддержки, давно обещанных чиновниками инновационным предприятиям, заглох в коридорах власти. Речь идет о господдержке экспорта высокотехнологичной продукции, включая упрощение процедур таможенного оформления, государственные гарантии внешнеторговых поставок, предоставление льготных кредитов и проч.

Аргументы бизнесмена постарался опровергнуть руководитель госкорпорации «Роснанотехнологии» Анатолий Чубайс, принимавший участие в работе форума. Пакет поправок в налоговое и таможенное законодательство, по его оценке, находится сейчас на рассмотрении в Министерстве экономического развития РФ. После их принятия с инновационных компаний будет снята основная часть налогового бремени и устранены административные барьеры, препятствующие их развитию.

Практически уже заработала секция Московской межбанковской валютной биржи, созданная специально для привлечения на фондовом рынке финансирования инновационными компаниями.