Зубков ставит на индюшатину

| статьи | печать

Россия может стать экспортером мяса индейки и выйти на рынки Ближнего Востока и стран Западной Европы. Об этом 8 июня на Х съезде Агропромышленного союза России сказал первый вице-премьер РФ Виктор Зубков. По данным исследовательской компании Global Reach Consulting, пока страна является крупнейшим в мире импортером мяса индейки, хотя доля заграничного продукта постепенно снижается. Чтобы ускорить импортозамещение, В. Зубков дал поручение Внешэкономбанку на выдачу льготных длинных кредитов на производство мяса индейки в Ростовской, Саратовской и Воронежской областях. В каждом из этих регионов планируется производить 90 000 т индюшатины в год.

Согласно маркетинговому исследованию рынка мяса индейки, проведенному компанией Global Reach Consulting, по итогам 2009 г. российский рынок мяса индейки сократился на 32 000 т. Прежде всего это связано со снижением объемов импорта, который в 2008 г. достигал практически 54% рынка. Сокращение импорта спровоцировал спад объема мировой торговли мясом индейки в 2009 г. из-за мирового финансового кризиса. Многие страны предпочли обходиться собственными продовольственными ресурсами, из-за чего мировой импорт мяса индейки сократился на 48%.

К слову сказать, вместе с падением внешней торговли по итогам 2009 г. на 1% сократилось мировое производство мяса индейки. В 2010 г. эксперты также ожидают незначительное снижение производства мяса индейки, главным образом за счет уменьшения выпуска в странах Евросоюза (27 стран) и США.

Хотя по прогнозам в 2010 г. объем мирового импорта, по всей вероятности, останется на уровне 2009 г. или несущественно вырастет, аналитики Global Reach Consulting уверены, что российский рынок мяса индейки вырастет за счет импортных поставок, которые могут составить 50 000—60 000 т, а также за счет выхода новых и работающих фабрик на полные мощности.

Отметим, что в 2009 г. российское производство мяса индейки сократилось на 1%. Спад производства связан в первую очередь с сокращением выпуска мяса индейки в сельскохозяйственных организациях. Интересно, что в прошлом году основная часть производства этого мяса пришлась на сельскохозяйственные организации, хотя большая часть поголовья сосредоточена в хозяйствах населения. На протяжении четырех лет объем производства в хозяйствах населения остается фактически на том же уровне, а выпуск в промышленном масштабе постоянно увеличивается.

На данный момент в России работает всего шесть фабрик, которые занимаются промышленным выращиванием индейки и производством мяса. Однако каждый год на рынок приходят новые игроки. Так, в 2009 г. в Республике Башкортостан открылась первая очередь новой птицефермы по разведению индейки «Башкирский птицеводческий комплекс им. Мажита Гафури».

Потребление индейки может вырасти в шесть раз

Минсельхоз рассматривает индейководство как одно из перспективных направлений, обеспечивающих прирост объемов производства мяса птицы и расширение его ассортимента. Как говорится в проекте программы «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010—2012 гг.», индейка как самая крупная из домашних птиц идеально подходит для глубокой переработки мяса (до 60 видов основных изделий, не считая разнообразия по видам упаковки и массе).

Хотя сегодня индейка по объему выпуска мяса птицы в России занимает второе место после курятины, разрыв между этими секторами огромный. В 2009 г. было произведено 31 000 т убойной массы индейки против 2 050 000 т убойной массы бройлеров. Другие сегменты птицеводства и того меньше: производство уток в прошлом году составило 500 т убойной массы. Такой же объем выпуска зафиксирован в секторе гусиного мяса. Именно поэтому в сельскохозяйственном ведомстве делают ставку на индюшатину и планируют к 2012 г. увеличить производство мяса индейки в четыре раза — до 122 000 т.

Импортная индейка появилась на российском рынке в середине 1990-х гг. До начала 2000-х гг. объемы поставок оставались стабильно небольшими. Активно развиваться рынок мяса индейки в России стал последние семь лет, когда появились первые птицефабрики, специализирующиеся на разведении индейки. Однако, несмотря на то что мясо индейки занимает четвертое место среди наиболее популярных в России видов мяса после говядины, свинины и курятины, уровень ее потребления крайне низкий. В среднем на одного россиянина в год приходится всего 720 г индюшатины с учетом поставок по импорту. Это значительно меньше, чем в странах Европы, где потребление достигает 4—6 кг.

Сдерживающий фактор успешного развития индейководства в России — отсутствие репродукторных хозяйств, производящих гибридное яйцо современных кроссов (преимущественно тяжелого типа), вследствие чего действующие в настоящее время индейководческие предприятия завозят гибридные яйца или суточных индюшат из-за рубежа, в том числе из Канады и США. Кроме того, в России отсутствует производство современного технологического оборудования для выращивания молодняка и содержания взрослого стада индеек, для убоя и глубокой переработки птицы.

«В новых экономических условиях индейководство должно быть конкурентоспособным, развиваться с учетом требований рынка, — говорится в документе сельскохозяйственного ведомства. — При перспективном планируемом развитии индейководства необходимо учитывать, что современная технология производства мяса и продукции его переработки основана на использовании высокопродуктивных гибридов, полнорационных комбикормов, применении комплексной механизации и автоматизации технологических процессов выращивания молодняка и содержания взрослой птицы, системы организационных и ветеринарно-профилактических мероприятий, глубокой переработки и хранения продукции, создании логистических центров».

Отрасль ждет инвесторов

Пока руководство страны думает, как развивать отрасль, предприятия объявляют о реализации новых проектов, призванных устранить существующие препятствия. Так, в конце 2009 г. ростовская компания «Евродон» при поддержке Внешэкономбанка приступила к строительству первого в РФ комплекса по производству инкубационного яйца индейки сверхтяжелых мясных пород стоимостью 2,1 млрд руб. На первом этапе проекта, который планируется окупить за десять лет, будет создано материнское стадо, способное производить 6 млн инкубационных яиц в год. По словам генерального директора ООО «Евродон» Вадима Ванеева, этого достаточно для формирования промышленного стада по производству 30 000 т мяса индейки в год. В перспективе мощность комплекса будет увеличена до 25 млн инкубационных яиц в год.

Сейчас инкубационное яйцо закупается в Канаде и Франции. Это увеличивает не только транспортные расходы, но и риски, связанные с зависимостью производителей от эпидемиологической и политической ситуации в странах-импортерах. Строительство собственного родительского комплекса позволит российским производителям уйти от импортной зависимости, серьезно снизить затраты и намного улучшить показатели выводимости.

По оценке генерального директор компании «Экспресс-Обзор» Светланы Федоровой, открытие ООО «Евродон» в 2006 г. комплекса по производству индюшатины в России стало основной причиной, спровоцировавшей импортозамещение. Сегодня в промышленный комплекс компании площадью более 100 га входят 11 отдельно расположенных объектов, обеспечивающих замкнутый цикл производства, начиная от создания собственных комбикормов и заканчивая выпуском мяса, готовой продукции и полуфабрикатов из индейки. Мощность первой очереди комплекса — 11 200 т. К 2012 г. планируется увеличить ежегодные объемы производства до 210 000 т.

Стремятся к развитию и другие предприятия. Так, ОАО «Татптицепром» собирается в 2010 г. на новом участке площадью 25 га начать строительство племенного индейководческого репродуктора. Комплекс будет предназначен для выращивания молодняка индеек возрастом 1—45 дней, а также маточного поголовья, обеспечивающего агрофирмы, крестьянские фермерские хозяйства, частные подворья и население Республики Татарстан подрощенным молодняком индеек, с объемом производства 20 000 т мяса в год.

По словам генерального директора Института аграрного маркетинга Елены Тюриной, из-за низкого уровня конкуренции рынок мяса индейки сегодня один из самых инвестиционно привлекательных на российском мясном рынке. Инвестиции в производство мяса индейки в РФ к 2012 г. могут превысить 1 млрд долл. Самым быстрорастущим и перспективным сегментом на рынке индюшатины является разделанная продукция (полуфабрикаты).

К сведению

Задачи, которые намерен решать Минсельхоз для развития индейководства:

  • создание селекционно-генетического центра по разведению индеек и племрепродукторов 1-го и 2-го порядков;
  • проведение племенной работы, направленной на совершенствование имеющихся и создание новых кроссов с использованием биотехнологических методов;
  • использование научного подхода в работе по разведению племенных индеек;
  • строительство современных птицефабрик (ферм) по разведению и выращиванию индеек, инкубаторных станций, заводов и цехов по глубокой переработке мяса;
  • отработка механизма тесного взаимодействия отдельных ступеней процесса производства мяса индейки: разведение — размножение — откорм — переработка, то есть селекционные центры — племенные хозяйства — современные инкубаторные станции — хозяйства по откорму (в том числе мелкотоварные фермы, частные подворья) — заводы и цеха по переработке;
  • разработка отечественных методов, средств специфической профилактики и диагностики инфекционных болезней индеек с учетом опыта зарубежных производителей;
  • организация курсов, центров по подготовке квалифицированных зооветеринарных специалистов для работы с данным видом птицы;
  • организация рекламной деятельности для продвижения на рынок отечественной продукции.