Строительные СРО проверят

| статьи | печать

Ростехнадзор утвердил временные правила проведения проверок саморегулируемых организаций, действующих в области строительства.

С 2010 г. все компании, желающие заниматься строительным бизнесом, обязаны вступить в саморегулируемые организации (три вида: изыскательские, проектные и строительные) и получить у них свидетельства о допуске к работам. С отменой лицензирования в строительстве государство сняло с себя обязанность контролировать строительные компании. Ответственность за обеспечение безопасности строительства и соблюдение строительными организациями норм и правил строительства отныне возлагается на СРО.

Между тем государство в полной мере не устранилось от контроля в строительной сфере. Государственный надзор переключился с отдельных строительных компаний на саморегулируемые организации. Контроль за их деятельностью в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства будет осуществлять Ростехнадзор посредством проведения плановых и внеплановых проверок. Правила исполнения функций по контролю за СРО должны быть утверждены административным регламентом. Пока его нет, Ростехнадзор утвердил временный порядок (приказ от 07.05.2010 № 370). В нем прописаны все этапы проведения проверок — от принятия решений о их проведении до оформления результатов проверок и принятия по ним мер.

Повод для проверки

Причин для проведения проверки СРО может быть три. Вопервых, поручение Президента РФ, Правительства РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Вовторых, поступление обращений и заявлений организаций, граждан, госорганов или правоохранительных органов о нарушении СРО или ее членами требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных законодательством РФ. Проверят СРО и при истечении срока исполнения ранее выданного ей предписания об устранении выявленного нарушения.

Процедура

О проведении проверки СРО узнает за три рабочих дня до ее начала. Вместе с уведомлением она должна получить копию приказа (распоряжения) руководителя службы о проведении проверки. Причем в нем должны быть указаны даты ее начала и окончания, правовые основания для назначения, данные должностных лиц, которые ее проводят, перечень планируемых мероприятий и список документов, которые должна предоставить СРО для проверки.

Приказ предусматривает два вида проверок: документарные и выездные. Срок их проведения не может превышать 20 рабочих дней. Продлить проверку руководитель службы может на такой же срок.

При документарных проверках служба проверяет документы СРО, находящиеся в ее распоряжении. Если их недостаточно, органы могут запросить необходимую информацию. Представить заверенные печатью и подписью копии документов СРО должна в течение десяти рабочих дней с момента получения мотивированного запроса службы. Нотариально заверять такие документы не надо.

Выездная проверка проводится, если при документарной невозможно удостовериться в полноте и достоверности сведений имеющихся у службы документов или в полной мере оценить соответствие деятельности СРО установленным законодательством правилам. Осуществлять проверку в отсутствие руководителя или иного уполномоченного представителя СРО контролирующие органы не вправе.

Что могут проверять представители службы? В приказе установлен соответствующий перечень. Например, СРО следует заранее подготовиться к проверке количества членов, наличия компенсационного фонда, сформированного в размере не менее установленного законодательством РФ, и обязательных документов для осуществления деятельности СРО. Проверят контролирующие органы и порядок приема в члены СРО, выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также как СРО контролирует деятельность своих членов.

СРО вправе обжаловать решение должностных лиц, проводящих проверку. Однако подача заявления или жалобы не приостанавливает передачу материалов проверки в прокуратуру или другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении административного или уголовного дела, а также направление протоколов об административном правонарушении в суд.