Воздушные войны за российский рынок

| статьи | печать

«Аэрофлот» и «Ростехнологии» подписали соглашение о сотрудничестве, согласно которому госкорпорация обязуется предоставлять авиакомпании услуги по закупке и лизингу пассажирских воздушных судов при условии, что они не хуже рыночных. Об этом стало известно из совместного пресс-релиза, опубликованного компаниями 4 июня. Хотя в подписанном сторонами документе конкретные производители авиатехники не упоминаются, эксперты уверены, что данное соглашение позволит «Ростехнологиям» реализовать контракт с американской компанией Boeing — недавним победителем тендера госкорпорации.

Узнав об итогах конкурса, руководство «Аэрофлота» заявило, что не намерено работать с Boeing. В частности, гендиректор Виталий Савельев сообщил, что в 2011—2013 гг. собирается взять в лизинг для своих «дочек» 15 среднемагистральных лайнеров, но это должны быть Airbus A320. Но через несколько дней авиакомпания делает уже другое заявление: подписано соглашение, по условиям которого до августа 2010 г. «Ростехнологии» должны создать специализированную структуру для закупки и лизинга самолетов. В свою очередь «Аэрофлот» до ноября 2010 г. обязан сформировать и довести до сведения госкорпорации потребности по необходимому парку воздушных судов. Определяя свои потребности, по всей видимости, авиакомпания все-таки будет учитывать, что «Ростехнологии» уже заключили контракт с компанией Boeing, который предполагает поставку 50 самолетов и опцион еще на 15.

Тендер на поставку среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов «Ростехнологии» объявили в августе 2009 г. на авиасалоне «МАКС». Тогда госкорпорация искала поставщика ВС для обновления парка воздушных судов авиакомпаний, находящихся под управлением «Ростехнологий» и призванных объединиться в новый авиационный холдинг. Однако проект «Росавиа», который должен был составить конкуренцию «Аэрофлоту», провалился из-за финансовых проблем у авиапредприятий, принадлежащих «Ростехнологиям».

В начале 2010 г., оценив ситуацию, премьер Владимир Путин поручил министру транспорта Игорю Левитину проследить, чтобы активы «Росавиа» были переданы «Аэрофлоту» после того, как ФГУПы пройдут процедуру акционирования. Напомним, что в собственности «Ростехнологий» на тот момент находились три федеральных государственных унитарных предприятия (ГТК «Россия», «Кавминводыавиа» и «Оренбургские авиалинии») и три акционерных общества («Владивостокавиа», «Саратовские авиалинии» и «Сахалинские авиатрассы»).

Сделка вчерашнего дня

Таким образом, «Ростехнологии» потеряли свои авиационные активы, но отказаться от объявленного тендера уже не могли. Тем временем в рамках конкурса госкорпорация получила коммерческие предложения от Объединенной авиастроительной корпорации (Россия), Boeing (США) и Airbus (Европейский союз). Основная борьба завязалась между американским и европейским поставщиками.

По данным компании «Эйрклэймс (Си-Ай-Эс)» на февраль этого года, в эксплуатации у российских компаний находилось 185 самолетов Boeing и 141 воздушное судно Airbus. То есть в России количественное преимущество удерживает Boeing, в то время как в мире по итогам прошлого года крупнейшим поставщиком самолетов стал Airbus (на долю России в 2009 г. пришлось 8% общего количества поставленных заказчикам по всему миру европейских лайнеров). Кроме того, по данным российского представительства Airbus, те авиакомпании, которые в состоянии покупать новые самолеты, предпочитали европейского производителя авиатехники. Средний возраст европейских самолетов — 6,2 года, тогда как у Boeing — 15,5 года.

Как пояснил корреспонденту «ЭЖ» глава аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, из общего числа закупаемых магистральных самолетов иностранного производства почти каждый четвертый — новый, с завода. Крупнейшими заказчиками новых судов являются «Аэрофлот» и «Сибирь» (S7 Airlines), а также «Волга-Днепр».

Была и еще одна причина, из-за которой эксперты пророчили победу европейской авиакомпании. После того как «Ростехнологии» лишились активов «Росавиа», конкурс фактически проводился для «Аэрофлота». В то же время весь среднемагистральный парк у авиационного гиганта состоит из самолетов Airbus. Всего в распоряжении «Аэрофлота» 73 самолета Airbus и 11 лайнеров Boeing. Для потенциально большого парка новых самолетов авиакомпании нужно закупать тренажеры, отдельно готовить летный персонал и переучивать пилотов и бортпроводников. Ко всему прочему при таком сценарии «Аэрофлоту» пришлось бы получать сертификацию на новые типы лайнеров, чтобы иметь возможность обслуживать их на собственной наземной базе.

Победа за Boeing

На другой чаше — большинство передаваемых «Ростехнологиями» «Аэрофлоту» авиакомпаний используют в работе лайнеры Boeing. Самолеты Boeing 737, включая модификацию NG (next generation), есть у «Оренбургских авиалиний», ГТК «Россия» и «Сахалинских авиатрасс». Кроме того, на Boeing летают дочерние предприятия «Аэрофлота» — «Донавиа» и «Норд-авиа». Всего в восьми авиакомпаниях сейчас эксплуатируется 63 среднемагистральных самолета, в основном это машины производства Boeing.

Принять решение в пользу американской компании российскую госкорпорацию мог подтолкнуть и тот факт, что в середине мая госдепартамент США объявил о снятии санкций против четырех российских предприятий и учреждений, в том числе против ФГУП «Рособоронэкспорт», которое входит в состав «Ростехнологий». В 2006 г. госдепартамент посчитал эту компанию нарушителем действующего в США закона о нераспространении оружия массового поражения в отношении Ирана, КНДР и Сирии. В результате конфликта поддерживать какие-либо отношения с данной организацией американским государственным учреждениям было запрещено, а частным компаниям — не рекомендовано. По неофициальным данным, вопрос о снятии санкций поднимался во время переговоров о поставках Boeing.

Взвешивая все за и против, «Ростехнологии» несколько раз откладывали объявление итогов конкурса. Победитель тендера на поставку партии самолетов на сумму 2,5 млрд долл. стал известен 31 мая, когда госкорпорация опубликовала сообщение о том, что «анализ представленных документов показал: корпорация Boeing представила лучшую оферту по техническим, операционным и финансовым показателям». Помимо этого «Ростехнологии» заявили, что в долгосрочной перспективе планируют приобретать у ОАК самолеты отечественного производства моделей МС-21, Ан-148 и «Сухой Суперджет». Однако, какими будут объемы этих закупок и для каких авиакомпаний будут производиться, госкорпорация пока не раскрывает.

Как признались в «Ростехнологиях», в работе с Boeing и ОАК предприятие заинтересовано как поставщик авиационных двигателей, комплектующих и агрегатов. Госкорпорация является акционером крупнейшего в мире производителя титана — ВСМПО-АВИСМА, контролируя 66% ее акций. В свою очередь практически вся линейка гражданских самолетов Boeing базируется на титановых изделиях российского производства: фюзеляж, крылья и шасси производятся из продукции ВСМПО-АВИСМА.