Синица власти и журавль науки

| статьи | печать

Бюджетное послание на 2007 г. направил на этой неделе Глава государства в Правительство, Госдуму и Совет Федерации. Документ этот интересен прежде всего тем, что он конкретизирует пути реализации главных политических целей, поставленных в Обращении к Федеральному Собранию. Ведь госбюджет, по сути, служит основным инструментом, с помощью которого власть будет претворять в жизнь свои красивые обещания…

Бюджетная политика, по оценке Владимира Путина, должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения. Причем самой первой задачей при разработке финансового плана страны Президент считает выполнение принятых решений по повышению заработной платы в бюджетной сфере, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

И сама цель — повышение уровня жизни россиян, и механизм ее достижения — увеличение доходов работников бюджетной сферы, которые сегодня получают самые низкие зарплаты, не вызывают сомнений. Проблема заключается в том, насколько эффективными будут меры, предлагаемые государством.

Внесение текста Бюджетного послания совпало с Всероссийской конференцией РАН, посвященной формированию государственных политик в России. Идеи Главы государства, отмеченные в Бюджетном послании, очень созвучны тем мыслям, которые высказывали ведущие российские ученые. Но вот оценки реальной ситуации и механизмов достижения декларированных целей очень различны.

Проблемой номер 1 в нашей стране, по мнению Александра Шевякова, д.э.н., эксперта Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, сегодня стали неравенство и бедность, причем самые низкие доходы в России имеют именно врачи, учителя, библиотекари.

Коэффициент дифференциации доходов разных групп населения сейчас превышает 40 (проще говоря, доходы бедных россиян в 40 раз меньше, чем у очень состоятельных граждан, причем олигархи здесь в расчет не берутся). Понятно, что такой разрыв неизбежно приводит к социальной напряженности. Он также препятствует нормальному экономическому развитию из-за сокращения платежеспособного спроса той части населения, которая не отоваривается на Ривьере, а покупает продукцию отечественных производителей на Родине.

Для сравнения: в самой экономически сильной стране мира — США — этот показатель составляет 14 раз при весьма неплохом уровне доходов низкооплачиваемых групп населения. А в бывшей провинции Российской империи — Финляндии коэффициент дифференциации доходов равняется 4. Там даже штрафы за нарушение правил дорожного движения различаются в зависимости от зарплаты граждан.

Глава государства не называет в своем послании конкретных размеров повышения доходов работников бюджетной сферы, но в Сценарных условиях социально-экономического развития Российской Федерации, разработанных МЭРТ, эта цифра есть. В период до 2009 г. они будут ежегодно увеличиваться на 20%, то есть в 0,2 раза.

При таких темпах роста доходов бюджетников, чтобы сократить разрыв в 40 раз до 8 (а именно этот показатель считают оптимальным ученые, учитывая особенности нашей страны), потребуется не один десяток лет…
Сами представители академической науки считают преодоление огромного имущественного неравенства вполне реальным делом. Для этого нужно перенести тяжесть налогообложения с активного бизнеса на богатство (прежде всего элитную недвижимость, предметы роскоши и т.д.).

К примеру, в Европейском союзе фискальные органы собирают с собственников супердорогих автомобилей типа «ломборджини» кроме обычного транспортного налога еще и специальный налог на предметы роскоши около 20 тыс. евро. У нас же зачастую эти роскошные авто даже не регистрируются на реальных владельцев.

В Послании Президента упоминается необходимость завершить разработку нормативных правовых актов, устанавливающих основы массовой оценки недвижимости в целях введения единого местного налога на недвижимость. Но об увеличении ставок налога в зависимости от стоимости имущества не говорится ни слова.

Зато весьма неприятно будут удивлены предприниматели, ведущие активный бизнес в нефтегазовом секторе экономики. Документ предлагает на постоянной основе закрепить в Налоговом кодексе применяемую сегодня формулу расчета налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от мировой цены на нефть.

Уже несколько лет чиновники обещают «отвязать» НДПИ от цен международного рынка и поставить его в зависимость от условий добычи углеводородов. Соответствующий законопроект уже был подготовлен Минпромэнерго, а в результате декларируется совершенно другой подход к взиманию этого налога…

Сильно различаются мнения ученых и власти относительно расходования средств, накопленных в государственных закромах. Владимир Путин предлагает продолжить политику аккумулирования «конъюнктурных» (читай — углеводородных) доходов бюджета в Стабилизационном фонде. Его средства сверх базового (резервного) объема должны направляться на финансирование дефицита бюджета и досрочное погашение государственного внешнего долга.

При этом Глава государства считает, что необходимо провести четкое разделение между средствами, которые остаются в Стабфонде для минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть (резервная часть), и ресурсами, формируемыми сверх этого объема («фонд будущих поколений»). Объем резервной части целесообразно установить в процентном отношении к ВВП.

Фактически это означает, что Президент не собирается расходовать деньги Стабфонда на социально значимые проекты после превышения порога в 500 млрд руб., а склонен оставить их для потомков, по крайней мере, следующего поколения властной элиты.

Такой подход, наверное, заслуживал бы полного одобрения и уважения, например, в Норвегии, где уровень жизни один из самых высоких в мире, а экономика базируется на современном оборудовании и технологиях. Россия же испытывает, по оценке Степана Сулакшина, д.п.н., д.физ.-мат.н., директора Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, огромную потребность в ресурсах развития.

Ученые даже используют термин «обезденеживание» экономики, которое возникает в результате вывода государством огромных финансовых средств из хозяйственного оборота. По их мнению, сегодня власти могут без напряжения и рисков существенно увеличить денежную массу в нашей экономике и направить в оборот через банковскую систему и фондовый рынок около 150 млрд дол. инвестиционных (кредитных) ресурсов.

Это позволило бы значительно увеличить денежную массу (предложение денег), поднять несырьевые отрасли производства, что создаст основу стабильного экономического развития России. Предлагаемые ими кредитные механизмы не только не усилят инфляционные процессы (коммерческие банки не являются субъектами потребительского рынка), но и будут способствовать снижению ссудного процента и развитию деловой активности.
Можно понять опасения власти, которая не спешит тратить накопленные деньги, предпочитая оставить их на будущее. Только вот какое будущее ждет нас без решения сегодняшних насущных социальных и экономических проблем? Впрочем, те граждане, которые получают в 40 раз больше оставшейся части населения, свое прекрасное завтра себе уже обеспечили.

Еще одним ООО стало больше в России на этой неделе. Ничего нового в таком факте не было бы, если речь не шла бы об «основании» «вертикали власти» — муниципалитетах. Делегаты прошедшего в Москве, в Колонном зале Дома союзов, учредительного съезда провозгласили о создании общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления».

Стратегическая цель нового формирования — вывести муниципальные образования, по образному выражению инициативной группы, из тени и дать возможность новому земству отстаивать свои права. Инициаторы называют свое детище «профсоюзом местного самоуправления», призванным обеспечивать защиту интересов как муниципального сообщества в целом, так и каждого его представителя».

Среди заявленных на съезде задач первое место отведено формированию цивилизованной, эффективной системы межбюджетных отношений и только потом говорится о необходимости внесения изменений и дополнений в действующее законодательство и принятии новых законов, в частности «О программах комплексного социально-экономического развития» для муниципальных образований (МО).

С 1 января, когда вступил в силу Закон о местном самоуправлении, в соответствии с его нормами живут свыше 18 000 МО в 46 субъектах Федерации. Для остальных установлен переходный период — 3 года. «Всероссийским старостой» избран Валерий Гальченко, депутат ГД РФ.

Социально – экономическое развитие РФ в январе – апреле 2006 г.

Показатели

2005 г.

2006 г.

апрель

январь — апрель

апрель

январь — апрель

Экономический рост, в % к соответствующему периоду предыдущего года

ВВП

105,7

105,2

106,5

105,1

Индекс промышленного производства

103,7

103,3

104,8

103,5

Инвестиции в основной капитал

110,3

108,7

110,8

107,4

Финансы населения

Номинальная начисленная среднемесячная зарплата, руб.

8002

7726

9963

9538

Реальная зарплата, в % к соответствующему периоду предыдущего года

107,8

108,2

112,6

110,9

Реальные располагаемые денежные доходы, в % к соответствующему периоду предыдущего года

111,3

105,7

106,4

107,7

ИСТОЧНИК: МЭРТ