Подмена малого бизнеса кустарным производством

| статьи | печать

Несмотря на кризис, количество малых и средних инновационных предприятий за последнее время значительно увеличилось, но объем их выручки и размер инвестиций упали. Стимулировать реальный рост инновационного малого бизнеса, который особенно важен для модернизации экономики, может принятие базового закона об инновациях. Кроме того, нужно распространить льготы и преференции на весь спектр компаний, занятых инновационной деятельностью, считают участники X Всероссийской конференции малого и среднего бизнеса, организованной ТПП и «ОПОРОЙ».

Численность новых малых и средних предприятий, по оценке Минэкономразвития, в прошлом году увеличилась на 9,1%. Аналогичные данные приводит и Росстат. Рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства (средних, малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей) составил в 2009 г. 9,3% (с 5126,9 до 5605,8 тыс. ).

Если смотреть цифры только по малым предприятиям (включая микро-), то внешне картина еще более оптимистичная. На 1 января 2010 г. их в России было зарегистрировано 1602,4 тыс., что на 20% больше, чем в прошлом году.

Некоторые чиновники даже заговорили о своеобразном омоложении МСБ и улучшении его демографической ситуации: ведь «малыши» в будущем вырастут и станут крепкими взрослыми фирмами.

Иного мнения придерживается аналитик Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев. Текущее состояние сектора МСП не столь радужно, как кажется на первый взгляд. Предпринимательскую активность характеризует не рост числа «юридических оболочек», а динамика показателей, отражающих фактическую финансово-экономическую деятельность малого бизнеса. Речь идет о его оборотах (выручке) и объемах инвестиций в собственное дело.

Оборот малых предприятий, по данным НИСИПП, в прошлом году составил 90,3% уровня предыдущего года (а с учетом индекса потребительских цен сократился на 17% — до 16873,1 млрд руб.). Инвестиции в 2009 г. равнялись всего 73,3% уровня предыдущего периода (с учетом индекса потребительских цен и того меньше — всего 67,4%).

Позади туристических стран

Не лучше и положение в сегменте инновационных малых предприятий, который имеет большое значение для модернизации отечественной экономики. Причина — недостаточная развитость нашей национальной инновационной системы.

Эксперты «ОПОРЫ России» совместно с консалтинговой компанией «Бауман Инновейшен» подготовили рейтинг конкурентоспособности национальных инновационных систем 50 стран. Россия заняла лишь 38-е место, пропустив вперед не только все страны БРИК, но даже туристические государства — Таиланд и Турцию.

Нашу страну тянет вниз доля государственных расходов на образование в ВВП. В России она равняется лишь 3,9% (для сравнения: в Израиле — 6,2, Финляндии — 6,1, США — 5,7%). Негативно влияет показатель финансирования научной деятельности, постепенно снижается и качество школьного образования.

«Имеющиеся институты — центры трансфера технологий в вузах, венчурные фонды — хоть формально и созданы, но зачастую работают крайне неэффективно, так как не имеют четких планов деятельности и четких индикаторов для измерения результатов их деятельности», — делают вывод эксперты «ОПОРЫ».

За примером неэффективного расходования бюджетных средств далеко ходить не надо. Российская венчурная компания, созданная почти шесть лет назад, до сих пор, по оценке исследователей «Бауман Инновейшен», не принесла конкретных результатов.

Немудрено, что при таком подходе к расходованию госсредств среди источников финансирования разработки инновационных продуктов в России преобладают собственные деньги и вложения знакомых и родственников (39%). На втором месте — инвестиции российских предприятий (32%), на третьем — капвложения зарубежных компаний, на четвертом — фонды содействия развитию малого бизнеса.

Необходим базовый закон

О развитии инновационных малых предприятий сегодня много говорят на всех уровнях власти, активно рассуждают представители экспертного сообщества, но реальные успехи незначительны, отмечали участники Всероссийской конференции.

Необходимо, наконец, принять базовый федеральный закон об инновационной деятельности, проект которого уже несколько лет бродит по разным этажам власти, но так и не прошел парламент, считает депутат Госдумы Елена Панина. В нем следует дать четкое определение понятия «инновации», которое можно будет использовать для получения налоговых льгот и других преференций инновационными МСП.

Важно распространить льготы и преференции не только на разработчиков и производителей инновационной продукции, но и на предприятия, которые внедряют у себя их результаты, уверена Е. Панина. Мировой опыт показывает, что внедрение любой инновации почти всегда приводит к росту затрат компании. Если государство освободит такие предприятия от налоговой нагрузки, то будут созданы условия для активного формирования спроса на инновации со стороны реального сектора экономики.

Для современных условий модернизации российской экономики характерны исход лучших специалистов, отсутствие национально ориентированного высокоинтеллектуального ресурса, крайне негативные демографические тенденции ближайших лет, подчеркнул директор автономной некоммерческой организации «ОПОРА-ДРУЖБА» Евгений Якубовский. Увеличение миграции едва ли не единственный способ решения проблемы кадров для российского бизнеса.

«ОПОРА-ДРУЖБА» разработала проект концепции государственной миграционной политики, которая послужит основой для создания ряда программных документов, а впоследствии — законодательных актов, направленных на привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов.

Весь комплекс предложений по совершенствованию национальной инновационной системы, которые внесли участники Всероссийской конференции, будет направлен в правительство. Бизнесмены надеются, что чиновники воспримут идеи инновационных предпринимателей, а не продолжат убаюкивать себя рассуждениями о росте численности малого бизнеса.