Есть такая профессия - экономику поднимать

| статьи | печать

В редакцию продолжают поступать ответы читателей на вопросы, поднятые в статье «Экономист XXI века» («ЭЖ» № 13). Редакция благодарит своих читателей за сотрудничество. Пишут практикующие экономисты, преподаватели вузов, специалисты аудиторских и консалтинговых компаний и даже работники отделов кадров. Не за горами пора вступительных экзаменов: институты страны готовятся принять новых студентов – будущих экономистов. К выбору профессии стоит подойти ответственно.

Учиться, учиться, учиться…

АЛЕКСАНДР МИСЛАВСКИЙ,
К.Э.Н., ЗАМ. ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ
УЧЕТНЫХ СИСТЕМ АКГ «РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-СИСТЕМ»

Получая профессию экономиста, выпускник вуза должен обладать в первую очередь широкой эрудицией, оптимально сочетать знания в области макро- и микроэкономики, хорошо владеть управленческими и информационными технологиями. В этом случае он сможет попробовать свои силы в различных экономических специальностях и определить свой дальнейший карьерный рост. А затем в‑зависимости от выбранной специализации необходимо непрерывное совершенствование своей профессиональной компетенции, благо современные технологии дают неограниченные возможности для самообразования и повышения квалификации.

В целом для экономиста предприятия необходимо постоянно улучшать качество знаний в таких областях, как стратегическое управление, бюджетное управление, управление затратами, управление инвестициями и др. Иными словами, изучать и применять самые современные практики управленческих технологий.

К примеру, Интернет позволяет быстро получать знания о новейших технологиях управления. Но без качественного базового экономического образования разобраться в этом информационном море отнюдь не просто. Поэтому важнейшим навыком специалиста с высшим образованием было и остается умение структурировать получаемую информацию, выделять из нее рациональные зерна, определять возможность, а главное, целесообразность применения новых экономических технологий на своем предприятии, анализировать и обобщать полученный практический опыт и закреплять результаты в виде методологических документов.

Необходимы знания и навыки

ВАЛЕНТИНА ПАЛАШ,
НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ
ПО РАБОТЕ С‑ПЕРСОНАЛОМ
И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ОАО «СУЭК»

На предприятиях производственного характера востребованы экономисты профильного производства, то есть специалисты, знающие технологию производственного процесса, экономику определенной отрасли народного хозяйства, которые смогли бы решать задачи по формированию единой экономической политики предприятия на основе анализа состояния и развития отрасли в стране, а в настоящий момент — и на мировом уровне.

Основные задачи – это экономическое планирование, направленное на эффективное использование всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции на основе анализа экономического состояния предприятия.

Анализ экономического состояния позволяет строить перспективные и краткосрочные прогнозы развития предприятия, формировать ценовую политику, разрабатывать концепцию планирования расходов на осуществление деятельности предприятия, инвестиционную политику. Этот набор задач должен быть рассредоточен по отдельным специализациям и областям деятельности, а затем собран воедино в виде выработанной политики, концепции и т.д.

Перед экономистами стоят функционально разнообразные задачи, поэтому при обучении в высших учебных заведениях должны быть дисциплины, направленные как на получение экономических и технологических знаний, бухгалтерского учета, финансирования, так и на выработку аналитических, управленческих, коммуникативных навыков, навыков самоорганизации.

От редакции

Из всего вышесказанного видно, что требования, предъявляемые к экономистам, высоки. Но ряды их постоянно пополняются. Однако, выходя из аквариума высшего учебного заведения в большое плавание практической деятельности, выпускники вузов нередко сталкиваются с нехваткой определенных навыков, которые не могут компенсировать ни хорошая общая подготовка, ни качественный понятийный аппарат, приобретенные за годы обучения. Кроме того, молодой специалист должен быть готов к тому, что на старте его карьеры соотношение «объем работы – ответственность – зарплата» может не отвечать его представлениям о престижности полученной профессии. В первое время придется много трудиться, нарабатывать необходимый багаж практических навыков. Безусловно, здесь не обойтись без самообразования Но именно молодые, перенимая лучшие традиции отечественной экономической науки и практики, привнося новые технологии, смогут построить достойное будущее России.


Не кочегары мы, не плотники…

ИРИНА ЮХАНОВИЧ,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО
ДИРЕКТОРА ПО ЭКОНОМИКЕ И
ФИНАНСАМ ОАО «РАЗРЕЗ НАЗАРОВСКИЙ»

НАДЕЖДА КИЛИНА,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО
ДИРЕКТОРА ПО ЭКОНОМИКЕ И
ФИНАНСАМ ОАО «РАЗРЕЗ БЕРЕЗОВСКИЙ-1»,

Бесспорно, профессия экономиста в наше время пользуется огромной популярностью. К ней можно отнести большое количество должностей и специальностей. Финансист, бухгалтер, маркетолог, менеджер и т.д. являются чуть ли не главными людьми в любой организации, на любом производстве.

Номенклатура экономических специальностей довольно велика, что обусловлено широким кругом задач, которые приходится решать представителям экономических профессий непосредственно на рабочих местах. Среди них:

  1. организация производства, труда и управления;
  2. составление проектов и планов хозяйственной деятельности, повышение эффективности и рентабельности производства, осуществление экономического анализа хозяйственной деятельности;
  3. анализ издержек предприятия и определение резервов их сокращений;
  4. бюджетирование, финансовое планирование и контроль за их соблюдением;
  5. отслеживание конъюнктуры рынка и конкуренции;
  6. разработка технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат для определения себестоимости продукции и др.


Помимо фундаментальной экономической подготовки экономист должен обладать знаниями по основам производства, разбираться в законодательных актах, методических материалах по планированию, учету и анализу деятельности предприятия.

Кроме того, сейчас очень многие компании ведут внешнеэкономическую деятельность и‑им необходимы специалисты с хорошим знанием иностранного языка.

Следует отметить, что экономисты работают не только с цифрами, но и с людьми. Так, решение организационно-управленческих задач определяет комплекс действий, направленный на эффективную организацию труда (четкая постановка целей, делегирование полномочий, распределение обязанностей, назначение ответственных и исполнителей), управление группой (отделом, подразделением) для решения поставленных хозяйственных задач.

Все это, в свою очередь, предусматривает способность глубоко и четко анализировать отчетные материалы, понимать причины тех или иных изменений показателей. При этом необходимо грамотно, последовательно и доступно излагать свои мысли при описании фактического состояния хозяйственной деятельности и предложений по ее улучшению.
Подобные навыки нужны также и для проведения анализа деятельности и мероприятий по внедрению новых перспективных методов, форм и способов ее управления.

Чем выше должность работника, тем более ответсвенные решения он должен уметь принимать. В этой связи, безусловно, огромную роль играет профессиональная и социальная компетентность работника. Она предусматривает установление и поддержание дружеских отношений внутри компании, коммуникабельность и соблюдение корпоративной этики. Важна также информированность в области социальных проектов предприятия для эффективной мотивации труда работников.

Почти афоризм

Вадим Врачев,
директор ООО АВЕС:

— Экономисты должны быть амбициозны, с некоторой долей авантюрности, коммуникабельны, но способны твердо отстаивать свою позицию, не твердолобы, то есть умеющие принять позицию другой стороны, если она обоснованна.